Сочинение на тему «Чацкий — образ «нового человека»
Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» Сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и морального воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством у имени свободы и ума, у имени торжества передовых идей и настоящей культуры. Мы, как и наши родители и деды, захватываемся совершенством «Горя от ума», блеском языка, поражающе ярким изображением быта и обычаев, реалистической точностью образов.
В комедии изображенная борьба нового со старым. Наблюдая
В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост подал «новый человека», воодушевленную высокими идеями, которая бунтует против реакционного общества, встает на защиту свободы, гуманности, ума и культуры, человека, который пытливо ищет новые формы жизни, человека нового склада ума и души, которые воспитывает в себе новую мораль, которая имеет новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Александр Андреевич Чацкий — это молодой человек,
Чацкий умный. Речь его кипит умом, остроумием. Он безупречно честный человек. Словом, это человек не только умная, но и развитая, с чувством, или как его рекомендует горничная Лиза:
Да-с, так сказать, речист, а больно не хитер; Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Чацкий!
В «Горе от ума» все гости Фамусова рабски копируют обычаи, манеры и наряд французских модисток и безродных заезжих прохиндеев, которые живут на русских харчах. Все они говорят на «смеси французской с нижегородской» и немеют от увлечения, увидев какого-то заезжего «французика с Бордо». Устами Чацкого Грибоедов с наибольшей страстью разоблачил это недостойное ползание перед чужим и пренебрежение к своему!
Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятие: путешествовать, жить в селе, или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным», поэтому Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, который не признает власти. Личная драма Чацкого — его неразделенная любовь к Софии. София, при всех своих красивых душевных задатках, все же целиком принадлежит к фамусовського мира.
Она не может полюбить Чацкого, который всем слогом своего ума и своей души противостоит этому миру. Он любит серьезно, и в Софии видит будущую жену. Тем временем Чацкому судилось выпить до дна горькую чашу, не найдя ни у кого «сочувствие живого», и поехать, забрав с собой только «миллион сомнений». О. А. Чацкий по-настоящему готовится к деятельности. «Он славно пишет, перекладывает», — говорит о нем Фамусов и все твердит о его высоком уме.
Он путешествовал, учил, читал, брался, очевидно, за работу, был в сношениях с министрами и разошелся — не тяжело догадаться, почему: «Служит бы рад, — прислуживаться тошно». Тем не менее бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринимать как его поражение. «Чацкий сломленный количеством силы старой», так определяет значения Чацкого И. О. Гончаров.
Комедия Грибоедова и сейчас овеяна дыханием жизни, она зовет людей вперед, в действительное и будущее, и отметает со своего и пути все старое, что отжило. Чацкий — борец за дело, за идею, за правду. И. О. Гончаров писал, что «Чацкий начинает новое столетие — и в этом все его значение и весь ум».