Стефан Лиевич – образ “Нового человека” в украинской литературе

Ольга Юлиановна Кобылянская, выдающаяся украинская писательница и общественная деятельница, не могла не задумываться над тем, каким она хочет видеть человека будущего. С женщинами здесь все понятно, ведь многие ее произведения посвящены именно этому вопросу (женщина своими правами и положением в обществе должна приравняться мужчинам), а вот каким должен стать мужчина, как совершенствоваться? На этот вопрос писательница дает ответ пусть и эпизодичным, но важным образом Стефана Лиевича.

Это студент-медик, который приехал на каникулы домой

и познакомился с Еленой Ляуфер и другими молодыми людьми. Он сразу привлек к себе внимание молодежи, так как “чего уж… не повествовал!”, а “они прислушивались к нему, будто бы апостол правды витал между ними…”.

Стефан говорил о девушках, которые получали высшее образование, о том, что “эмансипация женская в Швейцарии или и в других краях – сия точка давно добыта” и что ему стыдно, так как “здесь женщины остались еще так позади от других народов.., равноправие с мужчинами… считают… какой-то химерой”. Эти слова были близкими главной героине повести Елене, в лице Лиевича девушка

нашла не только единомышленника, а и любимого. А еще когда убедилась, что это цельная натура, как он “направлялся безоглядно к одному, к праведному; …засматривался на женщин не глазами нынешнего грязного эгоизма, а человека человечного…”.

Он не очень придерживался тонкостей бессодержательной и лицемерной “светской жизни”, “не знал порядок гулять кадрили, а еще меньше в соответствующей волне прискакивать к дамам с плащом и перчатками”. Зато тянулся к серьезным знаниям, к общественно-полезной работе, такой же хотел видеть и свою подругу, женщину вообще: “Пусть вооружается каждая по возможности, а оружие их… Сие – знание, Елена!”. Лиевич не воспринимает того образа жизни (пьянство, флирт), который ведет много молодых людей, как, например, брат Елены Герман-Евгений-Сидор.

Он стремится извлечь юношу “из сего болота, в которое вы как-то, еще такие молодые, залезли по уши: а так идете каждый раз все глубже!”. Зато какой он нежный, заботливый, как пылко любит Елену, с какой порядочностью и честностью относится к ней.

“Сердечко, голубка, любимая, рыбка,- обращается к девушке этот “большой и здоровый”, “настоящий московский медведь”, целуя “чуть ли не каждый палец” любимой при расставании перед отъездом. У гордых и сильных, чувствительных к красоте, к музыке людей и любовь красивая. Вот сцена их объяснения: “Посреди игры встал и пошел к ней.

Какая незабываемая минута! В каком неописанном потрясении находился он тогда – обычно спокойный, гордый! Признание его тогдашнее было лишь отголоском той музыки – скованная страсть.

А она? Нежнейшие нервы дрожали, дрожали в ней. А уже оба носили в сердце любовь, однако и оба были гордые, и не хотели друг другу признаться, аж пока он первый начал… Не было сие какое-то упоение, что их обняло.

Сие была сила глубокая, могучая, поднимающая сила, которая не знает никаких преград…”. Прощаясь, Стефан просит Елену: “Не хлопочи, а берегись лишь.

Оставайся физически сильная, а тогда все легче будет”. Писательница не идеализирует своего героя и вкладывает в уста Елены Ляуфер еще и такую характеристику Лиевича: “Он имел также свои блуди. Был скучный педант, был завистливый, был горячка…”. Гибнет Стефан Лиєвич, как и подобает романтику (а эти черты ясно у него выделяются), на поле боя – “набрался где-то в госпитале тифа и умер”, отдав себя избранному делу до конца.

Главная героиня повести еще не раз будет встречаться со своим любимым – в снах, в письмах. Вот они в Еленином сне-мечтании “любовались собой и спорили, а между тем шумело море о старой песне, песне о любви”, а вот последнее письмо Лиевича: “Любовь таки наилучшая из всего, что жизнь лишь имеет!”.

И эта любовь для них – не просто чувство, страсть, а единение душ и взглядов на жизнь, бескорыстие, взаимное уважение, общая борьба за все лучшее в себе, общественно полезная работа. Такое возможно только у людей нового типа, которые придерживаются принципов равенства мужчины и женщины, достоинства Человека, который стремится к полнокровной и общественно значимой жизни. Итак, образом Стефана Лиевича Ольга Кобиыянская, на наш взгляд, начала галерею “новых людей”, показала идеал будущего в отношениях мужчины и женщины.

И этот идеал оказался таким привлекательным, что им будет восхищаться еще много поколений читателей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Стефан Лиевич – образ “Нового человека” в украинской литературе