Сочинение на тему: Сатирическое изображение “нового человека” в повести “Собачье сердце”



Эпиграфом к повести “Собачье сердце” Булгаков мог бы по­ставить слова Горького из “Несвоевременных мыслей” о том, что революционный эксперимент, который проделывают с рус­ским народом, этот жестокий опыт заранее обречен на неудачу. Обречен на неудачу и эксперимент профессора Преображен­ского (преображающего мир) по выведению нового человека из бездомной дворняги.

В повести фантастический посыл (преобразование животного в современного человека) дает реальный разворот событий и возможность сатирически изобразить Москву времен нэпа и не­которые идеи того времени.

Москва видится через восприятие бездомного пса Шарика, знающего ее неприглядную сторону: не ту – с шикарными рес­торанами, с хорошо одетыми господами, а другую – со “столо­вой нормального питания служащих”, где варят щи “из воню­чей солонины”, где завернута в бумажку колбаса из “гнилой конины”…

Изменившийся после революции облик Москвы, ее иска­женная атмосфера ярко предстают в замечаниях профессора Преображенского, касающихся быта дома, в котором он живет с 1903 г.:

“…До марта 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю красным карандашом ни одного, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой двери пропала бы хоть одна пара калош. В марте 17-го в один прекрасный день пропа­ли все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. Почему убрали ковер с парадной лестни­цы?..

На какого черта убрали цветы с площадок? Почему элек­тричество, которое… тухло в течение 20-ти лет два раза, в тепе­решнее время аккуратно гаснет раз в месяц?”

Доктор Преображенский считает, что все это происходит из – за “разрухи” в головах, из-за того, что все занимаются не своим делом. Самое большое “не свое дело” – это попытка “кухарок” управлять государством. У швондеров и шариковых живет толь­ко одна идея – “экспроприировать экспроприаторов”. Отбирать чужое, заработанное интеллектуальным трудом, они считают справедливым делом.

Понятие труда у швондеров – шариковых чисто “кухаркино”: если это не физическая работа, то это не работа вообще. Поэтому Шариков, который ничего не делает и кормится за счет профессора, для Швондера и ему подобных труженик уже по одному своему “пролетарскому”, т. е. без собст­венности, происхождению, а профессор Преображенский, при­нимающий ежедневно десятки больных, – нэпман. Он-де “один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар…”.

Булгаков показывает, как торжествует дикое, первобытное сознание, в котором распределение всем поровну – главная идея, а отсутствие собственности, нищета возводятся в ранг достоинства.

Попытка профессора Преображенского превратить животное в сознательного человека неизбежно должна была окончиться крахом. Революционный (хирургический) способ не может из­менить сознание. Чтобы хама сделать достойным человеком, нуж­ны многие годы эволюционного развития.

Хам проще и легче воспринимает все низовое, неразвитое – мораль (нет своего – бери чужое), привычки (проще рвать мясо зубами, чем пользо­ваться вилкой и ножом), идеи (пролетариат в силу только сво­его происхождения обречен быть хозяином жизни).

Превратить собаку в человека физически проще, чем научить ее уважать личность, привить чувство собственного достоинства.

Сатира повести “Собачье сердце” направлена не против кон­кретных научных экспериментов, как иногда трактовали повесть, а против громадного исторического эксперимента, который проводился в России.

Глоссарий:

– сочинение на тему собачье сердце

– сочинение на тему шариков человек или животное

– сочинение на тему собачье сердце шариков-человек или животное

– шариков-человек или животное сочинение

– шариков человек или животное


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: Сатирическое изображение “нового человека” в повести “Собачье сердце”