Сочинение на тему: “БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ



Эстетические и мировоззренческие взгляды известного русского поэта и писателя Н. М. Ка­рамзина складывались под влиянием двух про­тивоположных систем – масонства и просвети­тельства. Это, конечно же, оставило заметный след в его творчестве. Будучи приверженцем сен­тиментализма – “поэзии чувств”, он произвел настоящий переворот в этом жанре. Характерны­ми чертами западноевропейского и русского ро­мана XVIII века были большой размер произве­дений и относительно простой сюжет.

Карамзин решительно отказался от такой формы и, продол­жая работать в русле сентиментальной прозы, перешел от романа к повести, повысил динамич­ность и смысловую насыщенность сюжета. Созда­вая новый жанр, новый литературный стиль, писатель сделал решительный шаг к изображе­нию реальности, к раскрытию душевных пережи­ваний человека, к возвеличиванию любви, друж­бы, простых радостей жизни.

Особенно ярким произведением Карамзина, вобравшим в себя все новые черты художествен­ного стиля автора, стала повесть “Бедная Лиза”, в основу которой положена просветительская мысль о внесословной

ценности человеческой личности, о праве каждого человека на личное счастье.

И Лиза, и ее родители – люди высоких мо­ральных качеств. Мать хранит верность памяти покойного мужа и много лет проливает слезы о нем, “ибо и крестьянки любить умеют!” Она вос­питывает дочь в соответствии со строгими нрав­ственными понятиями, приучая ее “кормиться трудами своими и ничего не брать даром”. В про­тивоположность этой семье, дворянин Эраст, ко­торого искренне полюбила Лиза, предстает перед нами “добрым от природы”, “но слабым и ветре­ным… он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии…”.

Чувственная, искренняя, самоотверженная крестьянка Лиза не может най­ти счастье с избалованным праздной жизнью ба­рином, не способным думать о последствиях сво­их поступков. Духовный мир героев раскрывает­ся автором через их отношение к любви. Чувства девушки отличаются глубиной, постоянством и бескорыстием. “Что принадлежит до Лизы, – пишет Карамзин, – то она, совершенно ему от­давшись, им только жила и дышала… и в удоволь­ствии его полагала свое счастие”.

Этому чувству не могут помешать никакие корыстные расчеты: девушка даже не думает соглашаться на брак с сыном богатого крестьянина, который сватается к ней и брака с которым очень хочет ее мать. Со­вершенно другим показано в повести отношение к любви Эраста. Он, конечно же, не может вос­приниматься как коварный соблазнитель.

Наме­рение обольстить доверчивую девушку совершен­но не входило в его планы. Сначала он думал о “чистых радостях”, намеревался “жить с Лизою как брат с сестрою”. Но он переоценил свои нрав­ственные силы и скоро, по словам автора, “не мог уже доволен быть… одними чистыми объятиями.

Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог”. В итоге он начинает стремиться к освобождению от наскучившей связи.

В произведении Карамзина удивительным об­разом сочетаются прозаические сцены и ситуа­ции с поэтическими чувствами и переживания­ми. Так, Лиза становится любовницей Эраста, скрывая этот факт от матери. Но ее любовные признания звучат нежно и поэтически: “Без глаз твоих темен светлый месяц, без твоего голоса ску­чен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне не приятен”.

Чувства же Эраста на протяже­нии всей повести выглядят менее романтичными, более приземленными.

Для того чтобы подчеркнуть нравственные различия между героями, Карамзин вводит мо­тив отношения к деньгам. Эраст стремится пора­зить воображение девушки своей щедростью, предлагая за ландыши вместо пяти копеек целый рубль. Но Лиза решительно отказывается от де­нег.

Матери Лизы герой тоже предлагает только ему продавать свои изделия, при этом он стремит­ся платить в десять раз дороже, но “старушка никогда не брала лишнего”. Когда Эрасту наску­чила Лиза, он ради денег женится на богатой по­жилой вдове. Особенно жестокой представляет­ся попытка молодого человека откупиться от девушки: “Я люблю тебя, – оправдывается Эраст, – и теперь люблю, то есть желаю тебе вся­кого добра.

Вот сто рублей – возьми их”. Таким образом, взамен искренней любви, взамен мечты, надежды, счастливой жизни с любимым челове­ком он предлагает бывшей возлюбленной “десять империалов”.

Совершенно неожиданным для русской лите­ратуры того времени стал трагический финал повести. Не видя смысла жить без любимого че­ловека, Лиза накладывает на себя руки. Само­убийство героини стало по-настоящему “новым словом” Карамзина в литературе. “Русская пуб­лика, – писал В. В. Сиповский, – привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жиз­ни”.

Автор “Бедной Лизы” проявил небывалую творческую смелость, не пожелав снизить значи­тельность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. Подобной развязкой он подчеркивал мысль о том, что там, где большое чувство вступает в противоречие с устоями крепостнического мира, нет и не может быть идиллии и гармонии. А значит, не может быть счастливого конца.

Однако трагический финал повести “Бедная Лиза” – это, главным образом, не результат со­циального неравенства, а следствие обстоятельств и легкомысленного характера героя. Это – основ­ная мысль автора, также совершенно отличавша­яся от привычных идей, высказываемых его пред­шественниками. Однако гибель героини – не единственное трагическое следствие нравственно­го несовершенства общества.

Эраст переживает сильнейшую душевную драму, узнав о смерти Лизы. Он оказывается осужденным на нравствен­ные муки на всю оставшуюся жизнь: “Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею, – говорит автор. – Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле”.

Перенос роли повествователя от героя к автору стал еще одним нововведением Карамзина. Он усилил в своих произведениях роль пейзажа, смог точнее и подробнее описывать место дей­ствия, получил возможность ввести характерис­тику персонажей. Это во многом послужило тому, что писатель был признан большим психологом, мастером создания настоящих ярких психологи­ческих портретов.

Он сумел мастерски раскрыть внутренний мир своих героев, и в первую очередь их любовные переживания.

Н. М. Карамзин сосредоточил основное вни­мание именно на психологии героев, достигнув в этом отношении значительного мастерства. Как никто из предшественников, он сумел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттен­ки чувства. Особая гуманистическая направлен­ность произведения подчеркнута в мечтах Лизы, воспринимающей себя и своего возлюбленного персонажами из пастушеской идиллии: “Если бы тот, кто занимает теперь мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом, – и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое: ах! Я покло­нилась бы ему с улыбкою и сказала приветливо: здравствуй, любезный пастушок!

Куда гонишь ты стадо свое? И здесь растет зеленая трава для овец твоих; и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей”.

В произведениях большинства писателей XVIII века переживания героев показывались только с помощью монологов. Карамзин же на­шел более тонкие, более сложные художествен­ные средства, помогающие читателю через вне­шние проявления угадывать, какие чувства ис­пытывают герои. Именно благодаря этому, отме­чая роль произведений писателя, Ф. 3. Канунова писала: “Важнейшей заслугой Карамзина перед литературой является его роль в создании рус­ской оригинальной повести, в создании русской психологической прозы”.

Глоссарий:

– сочинение на тему Бедная Лиза

– сочинение на тему бедная лиза карамзин

– сочинение по литературе на тему бедная лиза

– сочинение по литературе бедная лиза

– сочинение на тему карамзин бедная лиза


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Сочинение на тему: “БЕДНАЯ ЛИЗА” Н. М. КАРАМЗИНА – ПОВОРОТНЫЙ ЭТАП В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ