Сочинение: Изображение мира чиновников в поэме “Мертвые души”
Поэма “Мертвые души”
Изображение мира чиновников в поэме Н.В, Гоголя “Мертвые души”
Общество чиновников губернского города обрисовано Н.В. Гоголем в поэме “Мертвые души” резко критически. Исследователи отмечали, что образы чиновников у Гоголя обезличены, лишены индивидуальности (в отличие от образов помещиков), имена их часто повторяются (Иван Антонович, Иван Иванович), фамилии же не указаны вовсе.
Более подробно охарактеризованы автором лишь губернатор, прокурор, полицмейстер и почтмейстер.
Чиновники
Все они не смогли распознать в Чичикове мошенника, считая его миллионщиком, херсонским помещиком, а затем капитаном Копейкиным, шпионом, Наполеоном, делателем фальшивых ассигнаций и даже Антихристом.
Эти люди далеки от всего русского, национального: от них “не услышишь
Это общество, в котором процветает безделье, праздность. Так, при оформлении сделки купли-продажи крепостных крестьян потребовались свидетели. “Пошлите теперь же к прокурору, – замечает Собакевич, – он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспектор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты…”. Не менее праздными оказываются и остальные чиновники.
По словам Собакевича, “тут многие есть, кто поближе, Трухачевский, Бегушкин, они все даром бременят землю”.
В мире чиновников царят грабежи, обманы, взятки. Эти люди стремятся хорошо пожить “за счет сумм нежно любимого ими отечества”. Взятки – обычное дело в мире губернского города. Департамент иронически назван писателем “храмом Фемиды”.
Так, председатель палаты советует Чичикову: “…чиновным вы никому не давайте ничего… Приятели мои не должны платить”. Из этого заявления мы можем сделать вывод о регулярных денежных поборах, осуществляемых этими людьми.
Описывая оформление сделки его героем, Гоголь замечает: “Чичикову пришлось заплатить самую малость. Даже председатель дал приказание из пошлинных денег взять с него только половину, а другая неизвестно каким образом была отнесена на счет какого-то другого просителя”. В этом замечании нам открывается то беззаконие, которое царит в “присутственных местах”. Интересно, что в первоначальной редакции это место в поэме сопровождалось замечанием автора: “Так уже исстари всегда водилось на свете.
Богатому ничего не нужно платить, нужно только быть богату. Ему и место дадут славное, и в ход пустят, и деньги останутся в шкатулке; платит только тот, которому нечем платить”.
Описывая губернаторскую вечеринку, Гоголь рассуждает о двух типах чиновников: “толстых” и “тоненьких”. Существование первых “слишком легко, воздушно и совсем ненадежно”. Вторые же “никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко… уж они не слетят”. “Тоненькие” в авторском представлении – щеголи и франты, увивающиеся возле дам. Они нередко склонны к мотовству: “у тоненького за три года не остается ни одной души, не заложенной в ломбард”.
Толстые же порой не слишком привлекательны, но зато “основательны и практичны”, “истинные столпы общества”: “послуживши богу и государю”, они оставляют службу и делаются славными русскими барами, помещиками. В описании этом очевидна авторская сатира: Гоголь прекрасно представляет, какова была эта “чиновничья служба”, принесшая человеку “всеобщее уважение”.
И первый, и второй тип проиллюстрированы у Гоголя образами городских чиновников. Вот первый чиновник города – губернатор. Это человек праздный. Единственное достоинство его сводится к умению вышивать по тюлю разные узоры.
Вот полицмейстер, “отец и благодетель города”, по-свойски хозяйничающий в купеческих лавках. Полицмейстеру “стоит только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба”, как ему тут же преподносят балыки и дорогое вино. При этом полиция наводит ужас на весь народ.
Когда в обществе появляется слух о возможном бунте мужиков Чичикова, то полицмейстер замечает, что в предотвращение этого бунта “существует власть капитан- исправника, что капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один только картуз свой, то один картуз погонит крестьян до самого места их жительства”. Это чиновники “толстые”. Но не менее критически обрисованы писателем и их “тонкие” собратья, к числу которых, к примеру, относится Иван Антонович, получивший взятку с Чичикова.
Писатель подчеркивает в поэме, что произвол и беззаконие царят в России не только на уровне провинциального города, но и на уровне государственной власти. Об этом Гоголь говорит в истории капитана Копейкина, героя Отечественной войны 1812 года, ставшего инвалидом и отправившегося просить помощи в столицу. Он пытался выхлопотать себе пенсию, однако дело его не увенчалось успехом: разгневанный министр под конвоем выслал его из Петербурга.
Таким образом, чиновники у Гоголя лживы, корыстны, расчетливы, бездушны, склонны к мошенничеству. Гражданский долг, патриотизм, общественные интересы – эти понятия чужды для чиновников города NN. По мысли автора, “эти блюстители порядка и законности” – такие же “мертвые души”, как и помещики в поэме. Вершиной сатирического разоблачения Гоголя является картина всеобщего смятения, охватившего городское общество, когда поползли слухи о покупке Чичиковым “мертвых душ”.
Тут чиновники растерялись, и все “вдруг отыскали в себе… грехи”. “Словом, пошли толки, толки и весь город заговорил про мертвые души и губернаторскую дочку, про Чичикова и мертвые души, про губернаторскую дочку и Чичикова, и все, что ни есть, поднялось. Как вихорь взметнулся дотоле, казалось, дремавший город!” Писатель использует здесь прием гиперболы. Возможность государственных проверок в связи с аферой Чичикова до того напугала городских чиновников, что среди них началась паника, “город был решительно взбунтован, все пришло в брожение…”. Закончилась эта история смертью прокурора, главного “блюстителя закона”, и окружающие лишь после смерти догадались, что у него была “душа”.
И эпизод этот во многом Символичен. Это авторский призыв к героям, напоминание о суде божьем за все жизненные деяния.
Как отмечают исследователи, “в обрисовке Гоголем мира чиновников можно обнаружить немало традиционных мотивов русских сатирических комедий. Эти мотивы восходят еще к Фонвизину и Грибоедову. Волокита, бюрократизм, чинопочитание, взяточничество… – традиционно высмеиваемое социальное зло.
Однако приемы изображения у Гоголя иные, они близки к сатирическим приемам Салтыкова-Щедрина”. По точному замечанию Герцена, “с хохотом на устах” писатель “без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Поэма Гоголя “Мертвые души” представляет собой ужасную исповедь современной России”.