Система образов “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ”
Система образов. Главным героем “Слова”; является не какой – либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Автор “Слова”; рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое.
Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр; это древние города Путивль, Киев, Чернигов, Новгород, Галич и многие другие; это “сине море”; и просторы степей – “страны незнаемой”;. Природа предстает живой и одухотворенной, вместе
Большой интерес представляет образ князя Игоря – с ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея. С одной стороны, автор создает идеальный образ эпического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает
Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства. Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы (это “Буй Тур”; Всеволод, брат Игоря), но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет “Гориславичем”;, напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения.
Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать “себе славы”;, принес только горе русской земле, на которую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов. Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря – это не просто воины, это “русичи”;.
Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: “О Русская земля! Уже ты за холмом!”; Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом “пиру”; полегли “храбрые русичи”;, вся Русская земля оплакивает их. Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны – юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена.
Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя. Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны (“ветер, ветрило”;, Днепр Словутич, “светлое и трисветлое солнце”;). Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря.
В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев. Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской. Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой “грозного”;, правителя, главы русских князей.
В своем “золотом слове”;, обращенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая постигла войско Игоря, а с ним – и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом. Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в “золотом слове”; Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому “слово”; Святослава может быть воспринято и как “слово”; автора.
Ведь автор – это тоже один из основных образов и героев “Слова”; – его лирической части. Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно. Главное – это то, что автор “Слова”;, человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Русской земли.
Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.