Система образов “Слова о полку Игореве”

Главным героем “Слова” является не какой – либо из князей, а русский народ, Русская земля, а потому образ Русской земли занимает в нем центральное место. Автор “Слова” рисует обширные пространства Руси, ощущая родину как единое огромное целое. Мы видим необозримые пространства: это великие реки Дон, Волга, Днепр; это древние города Путивль, Киев, Чернигов, Новгород, Галич и многие другие; это “сине море” и просторы степей -“страны незнаемой”.

Природа предстает живой и одухотворенной, вместе со всем народом переживающей за судьбу родины. В образе Русской земли объединяется для автора “Слова” ее история и современность, села и города, реки и степи, а главное – люди, ее населяющие, ее народ. Образ страдающей родины вызывает сочувствие к ней читателя, возбуждает ненависть к ее врагам, зовет русских людей на ее защиту.

Большой интерес представляет образ князя Игоря – с ним связана не только основная сюжетная линия, но и важнейшая для автора идея. С одной стороны, автор создает идеальный образ эпического героя, для которого главное – воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь – человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины.

Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.

Недаром рядом с образом князя Игоря появляется не только образ идеального воина, героически погибающего на поле битвы, но и образ его деда Олега Святославича, которого автор выразительно называет “Гориславичем”, напоминая о народном горе, вызванном его усобицами. Имя этого князя, одного из зачинателей междоусобной борьбы, не случайно стоит в заглавии произведения. Так и Игорь, отправившийся в поход на половцев добывать “себе славы”, принес только горе русской земле, на которую после его поражения обрушилось опустошительное нашествие врагов.

Особое место в произведении занимает образ дружины князя Игоря и союзных ему князей. Войско Игоря – это не просто воины, это “русичи”. Они идут на половцев за родину, с ней прощаются, переходя границу Руси: “О Русская земля!

Уже ты за холмом!” Это прощание с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или с Путивлем, и когда войска Игоря разгромлены, на кровавом “пиру” полегли “храбрые русичи”, вся Русская земля оплакивает их.

Это всенародное горе символически обобщает плач Ярославны – юной жены Игоря, которая представляет собой образ идеальной русской женщины. Это верная и преданная подруга мужа, силой своей любви помогающая ему вернуться из плена. Плач Ярославны имеет еще одну важную функцию: он призван оправдать бегство Игоря из плена, что считалось поступком, наносящим урон чести князя.

Здесь его бегство как бы освящено космическими, природными силами, которые призваны плачем Ярославны. Именно ее горе и горе всей Русской земли помогли совершению переворота в душе князя Игоря. В финале он осознает гибельность своих прежних устремлений и сам готов принять участие в будущих походах русских князей против половцев.

Эгоистические устремления Игоря оказываются побеждены сознанием важности единения всех князей для спасения земли русской.

Эта идея во многом связана с образом киевского князя Святослава, который воплощает идеал мудрого и сильного, порой “грозного”, правителя, главы русских князей. В своем “золотом слове”, обращенным ко всем русским князьям, Святослав не только скорбит о беде, которая постигла войско Игоря, а с ним – и всю русскую землю, но и упрекает князей в преследовании эгоистических интересов. Он дает каждому из них краткую и точную характеристику и завершает речь призывом объединить усилия в борьбе с внешним врагом.

Этот прямой политический призыв к единению, прозвучавший в “золотом слове” Святослава, прямо соотносится с главной авторской идеей, а потому “слово” Святослава может быть воспринято и как “слово” автора. Ведь автор – это тоже один из основных образов и героев “Слова” – его лирической части. Нам неизвестно его подлинное имя, мы не знаем, жил ли он в Киеве, Чернигове, Полоцке или Новгороде-Северском, был ли приближенным князя Святослава или дружинником в войске Игоря, но это и не так важно. Главное – это то, что автор “Слова”, человек широко образованный, великолепно знающий родную историю и способный делать глубокие обобщения на основе исторического опыта, истинный патриот Русской земли.

Он сумел осмыслить все сложности политической борьбы своего времени, подняться до общерусской точки зрения и выразить ее в художественно совершенной форме.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Система образов “Слова о полку Игореве”