Шпаргалки по литературе: 29(B). ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»; Н. В. ГОГОЛЯ

Единство повествовательного и лирического начал в поэме. Реализация лирического в лирических отступлениях. Лирические отступления: высказывания лирического, публицистического, философского и т. п. характера, в которых с наибольшей ясностью выражается авторская позиция, а иногда — личность реального автора. В композиции произведения авторские отступления играют существенную роль.

Они принадлежат к внесюжетным элементам и, как правило, слабо связаны с основным действием. Авторские отступления являются формой создания образа автора.

Задача

лирического повествования — демонстрация положительного идеала автора. Образ Руси — единственный светлый образ во всей поэме. Русь (народ) — истинно «живой» персонаж поэмы «Мертвые души». С русским народом Гоголь связывает надежды на будущее страны.

В лирических отступлениях автор создает образы народа-богатыря и Русской земли, полной чудес и загадок. Поэма заканчивается образом Руси-тройки. К этому образу относятся живые человеческие души, образы же чиновников и помещиков лишены души.

Жанр поэмы определен автором как лиро-эпический: эпическая сторона повествует о событиях, лирическая связана с образами бессмертных и живых русских душ.


Шпаргалки по литературе: 29(B). ЛИРИЧЕСКОЕ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»; Н. В. ГОГОЛЯ