Русь в поэме Гоголя “Мертвые души”

Интерес к творчеству Гоголя не ослабевает и в наши дни. Наверное, причина в том, что Гоголь сумел наиболее полно показать черты характера русского человека, величие и красоту России. В статье “В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность”, начатой еще до “Мертвых душ”, Гоголь писал: “Поэзия наша не выразила нам нигде русского человека вполне, ни в том виде, в каком он должен быть, ни в той действительности, в какой он есть”.

Здесь намечена задача, которую Гоголь собирался решить в “Мертвых душах”.

В

поэме Гоголь рисует два противоположных мира: с одной стороны, показана настоящая Россия с ее несправедливостью, стяжательством и грабежом, с другой – идеальный образ будущей справедливой и великой России. Этот образ в основном представлен в лирических отступлениях и размышлениях самого писателя. ” Мертвые души ” начинаются с изображения городской жизни, набросков картин города и описания чиновнического общества. Пять глав поэмы отведены на изображение чиновников, пять – помещиков и одна – на биографию Чичикова.

В результате воссоздается общая картина России с огромным числом действующих

лиц разных положений и состояний, которые выхватываются Гоголем из общей массы, ведь помимо чиновников и помещиков Гоголь описывает и других городских и сельских жителей – мещан, слуг, крестьян. Все это складывается в сложную панораму жизни России, ее настоящее. Типичными представителями этого настоящего в поэме являются бесхозяйственный помещик Манилов, мелочная, “дубинноголовая” Коробочка, безалаберный прожигатель жизни Ноздрев, прижимистый Собакевич и скряга Плюшкин. Гоголь со злой иронией показывает душевную пустоту и ограниченность, тупость и стяжательство этих вырождающихся помещиков-душевладельцев.

У этих людей осталось так мало человеческого, что их в полной мере можно назвать “прорехами на человечестве”.

Мир “Мертвых душ” страшен, отвратителен и безнравственен. Это мир, лишенный духовных ценностей. Помещики, обыватели губернского города не единственные его представители. В нем, этом мире, живут и крестьяне.

Но Гоголь отнюдь не склонен их идеализировать. Вспомним начало поэмы, когда Чичиков въехал в город. Два мужика, рассматривая бричку, определили, что одно колесо не в порядке и Чичиков далеко не уедет.

Гоголь не скрыл, что мужики стояли около кабака. Бестолковыми показаны в поэме дядя Митяй и дядя Миняй, крепостной Манилова, просящийся на заработки, а сам идущий пьянствовать. Девочка Пелагея не умеет отличить, где право, где лево. Про-шка и Мавра забиты и запуганы.

Гоголь не обвиняет их, а, скорее, добродушно смеется над ними.

Описывая Кучера Селифана и лакея Петрушку – дворовых слуг Чичикова, автор проявляет доброту и понимание. Петрушка охвачен страстью к чтению, хотя его больше привлекает не то, что он читает, а сам процесс чтения, как это из букв “вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что значит”. Мы не видим в Селифане и Петрушке высокой духовности и нравственности, но они уже отличаются от дяди Митяя и дяди Миняя. Раскрывая образ Селифана, Гоголь показывает душу русского мужика и старается понять эту душу.

Вспомним, что он говорит о значении почесывания в затылке у русского народа: “Что означало это почесывание? и что вообще оно значит? Досада ли на то, что вот не удалась задуманная назавтра сходка со своим братом… или уже завязалась в новом месте кат кая зазнобушка сердечная… Или просто жаль оставлять отогретое место на людской кухне под тулупом, с тем чтобы вновь тащиться под дождь и слякоть и всякую дорожную невзгоду?”

Выразителем идеального будущего России является Россия, описанная в лирических отступлениях. Здесь тоже представлен народ. Пусть народ этот состоит из “мертвых душ”, но он обладает живым и бойким умом, это народ, “полный творящих способностей души…”. Именно у такого народа могла появиться “птица-тройка”, которой без труда управляет ямщик.

Это, например ярославский расторопный мужик, который “одним топором да долотом” смастерил чудо-экипаж. Его и других мертвых крестьян купил Чичиков. Переписывая их, он рисует в своем воображении их земную жизнь: “Батюшки мои, сколько вас здесь напичкано! что вы, сердечные мои, поделывали на своем веку?” Мертвые крестьяне в поэме противопоставлены живым крестьянам с их бедным внутренним миром.

Они наделены сказочными, богатырскими чертами. Продавая плотника Степана, помещик Собакевич описывает его так: “Ведь что за силища была! Служи он в гвардии, ему бы бог знает что дали, трех аршин с вершком ростом”.

Образ народа в поэме Гоголя постепенно перерастает в образ России. Здесь тоже просматривается противопоставление настоящей России идеальной будущей России. В начале одиннадцатой главы Гоголь дает описание России: “Русь!

Русь! Вижу тебя…” и “Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога!” Но эти два лирических отступления разрываются фразами: “Держи, держи, дурак!” – кричал Чичиков Селифану. “Вот я тебя палашом! – кричал скакавший навстречу фельдъегерь с усами в аршин. – Не видишь, леший дери твою душу: казенный экипаж” В лирических отступлениях автор обращается к “необъятному простору”, “могучему пространству” русской земли. В последней главе поэмы бричка Чичикова, русская тройка превращается в символический образ России, стремительно несущейся в неведомую даль. Гоголь, будучи патриотом, верит в светлое и счастливое будущее Родины.

Гоголевская Россия в будущем – великая и могучая страна.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Русь в поэме Гоголя “Мертвые души”