Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

Лирическое отступление в главе 11 поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” – это развернутая метафора, в которой Русь сравнивается с птицей-тройкой, неудержимо несущейся вперед в будущее. Автор олицетворяет Русь, ведя с ней своеобразный диалог. Отрывок насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, отражающими восхищение автора силой, стремительностью, неудержимостью тройки, являющейся образом Руси.

Используемая в отрывке возвышенная лексика помогает выразить авторское восхищение и любовь к родине: “необгонимая”, “созерцатель”,

“неведомая”, “вдохновенная богом”… Также все эпитеты, обращенные к Руси, показывают мощь и огромную скорость, с которой она летит куда-то. Это такие эпитеты, как “бойкая необгонимая тройка”, “божьим чудом”, “наводящее ужас движение”, “неведомая сила”, “неведомых светом конях”, “вдохновенная богом”, “чудным звоном”, “разорванный в куски воздух”.

Олицетворения помогают создать живой образ Руси, а также показать, как все вокруг расступается, открывая ей дорогу. Это следующие олицетворения:

“дымится дорога”, “гремят мосты”, “вихри сидят в гривах”, “заливается колокольчик”, “гремит воздух”, “косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства”. В тексте также используются сравнения, которые, помимо основного сравнения Руси с тройкой, усиливают эффект быстроты движения, стремительности: “молния ли это, сброшенная с неба?”, “одни вытянутые линии, летящие по воздуху”.

Метафора “медные груди” показывает прочность, нерушимость, твердость, могущество несущейся Руси-тройки, ее целеустремленность. Чтобы показать огромное количество чувств, переполняющих автора, которые нельзя полностью передать ловами, автор использует умолчание. Для поэтичного и возвышенного звучания слов используется инверсия: “что бойкая необгонимая тройка несешься”, “дымом дымится под тобою дорога”, “неведомая сила заключена”, “чудным звоном заливается колокольчик”, и другие. В отрывке используются сложные синтаксические конструкции.

В основном это сложные бессоюзные предложения и простые предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, обращениями. Ярко выражена эмоциональная окраска, используются восклицательные предложения. Вопросительные предложения показывают, что автор ведет диалог с Русью.

Особенно этот диалог виден в предложении: “Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа”.
Многообразие средств языка придает отрывку красочность, насыщенность и образность, выражает авторские мысли, чувства и надежды на стремительные перемены в жизни России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Язык как материал словесности в лирическом отступлении “Птица-тройка” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”