РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛИРИКИ Н. С. ГУМИЛЕВА
1 вариант
Н. С. Гумилев — поэт яркой творческой индивидуальности, один из последних романтиков в трезвом и прагматичном XX веке. Его стихи всегда привлекали остротой чувств и глубиной мысли, стремлением заглянуть за грань обыденности, резким неприятием серости быта и жаждой постичь тайны бытия.
Уже в самых ранних стихах Н. С. Гумилев пишет о своем отталкивании от будничного мира, о стремлении жить в мире мечты:
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай
Сады души моей всегда узорны.
Так же далеки от обыденности герои, воспеваемые поэтом. Они — прежде всего люди мужественные, волевые, отстаивающие ценности свои «дерзновенным мечом». Они открывают новые земли, покоряют чужие страны, они спокойно смотрят в лицо смерти. Поэт пишет о старом конквистадоре:
Как всегда, был дерзок и спокоен,
И не знал ни ужаса, ни злости.
Смерть пришла, и предложил ей воин
Поиграть в поломанные кости.
Неприятие обыденности существования проявилось и в гумилевском тяготении к экзотике. Поэт стремится туда, «куда не ступала
Пережитое под «чужим небом» воссоздано правдиво и детально. Для поэта характерны прежде всего чуткость к чужой культуре, внимание к ее отличиям и одновременно ощущение глубокой родственности:
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Характерно, что даже когда Н. С. Гумилев — метр акмеизма — говорит о простых, обыденных явлениях, следит за деревьями, «оранжево-красным небом», «медом, пахнувшим лучом», «больной» в ледоходе рекой, главными в стихах оказываются все-таки не они. Пейзажные зарисовки Н. С. Гумилева очень ярки, но в каждом стихотворении открывается за этой яркостью нечто таинственное, ради чего, собственно, и пишется стихотворение. Не случаен его призыв к «скудной» земле: «И стань, как ты и есть, звездою, огнем пронизанной насквозь!» Земное необходимо поэту лишь как материал для творческого преобразования.
Неприятие обыденности проявляется и в образах любовного чувства, возникающих в поэзии Н. С. Гумилева.
Любимая женщина «ведет сердце к высоте», «рассыпая звезды и цветы». Сладостный восторг перед женщиной, ее красотой и тайной звучит в поэзии Н. С. Гумилева, но любовное счастье оказывается возможным лишь во сне, в бреду. В земном же мире существует лишь томление по недостижимому:
Все стою перед дверью твоею,
Не дано мне иного пути,
Хоть я знаю, что не сумею
Никогда в эту дверь войти.
Стихам Н. С. Гумилева свойственны мужественная простота, энергетическая точность, яркость высказывания, выстраданная напряженность, умное и честное доверие к миру. Эти стихи стали тем, для чего рождены стихи вообще, — формой существования поэзии.
2 вариант
Н. С. Гумилев — признанный метр акмеизма. Исследователи считают, что акмеизм во многом связан с романтическим мировоззрением. Юный поэт написал «Неоромантическую сказку», одна из его книг называется «Романтические цветы».
Лирический герой его поэзии во многих своих чертах — романтический герой.
Романтический герой живет в ситуации двоемирия: отталкиваясь от реальной обыденности, он устремляется в мир мечты. Эта ситуация отчетливо проявляется у Н. С. Гумилева:
Я не смотрю на мир бегущих линий,
Мои мечты лишь вечному покорны.
Пускай сирокко бесится в пустыне,
Сады души моей всегда узорны.
Как и романтический герой, герой лирики Н. С. Гумилева жаждет предельно сильных и прекрасных чувств: «Ты среди кровавого тумана к небесам прорезывала путь», «Пред ним неслась, белее пены, его великая любовь», его ценности утонченны и возвышенны: «голубая высота», «вечное блаженство мечты», «чары красоты».
Герой гумилевской лирики, как и у романтиков, — деятельный, поэтому свои ценности он отстаивает «дерзновенным мечом», «вихрем грозовым, и громом, и огнем». Мужественное, волевое начало является в его поэзии доминирующим. Смелым открывателям новых земель посвящен его цикл «Капитаны», Колумбу — поэма «Открытие Америки».
Естественно, такой герой прежде всего смел и отважен. В пути он видит «Оголенный утес с драконом — вздох его огненный смерч». Но покоритель вершин не знает отступлений: «Лучше слепое ничто,, чем золотое вчера…» Поэтому так влечет его полет гордого орла (один из излюбленных символов поэтов-романтиков). Поэтическая фантазия дорисовывает перспективу движения гордой птицы:
Он умер, да! Но он не мог упасть,
Войдя в круги планетного движенья,
Бездонная внизу зияла пасть,
Но были слабы силы притяженья.
Так же, как и романтический герой, лирический герой Н. С. Гумилева тяготеет к экзотике. Это тяготение связано с жизненным опытом самого поэта, с его многотрудными скитаниями по Африке. Пережитое под «чужим небом» воссоздано правдиво и детально.
Для лирического героя характерны прежде всего чуткость к чужой культуре, внимание к ее отличиям и одновременно ощущение глубокой родственности:
Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю, что если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!
Еще одна черта, роднящая поэзию Н. С. Гумилева с романтизмом, — свободное перемещение в пространстве и во времени. Отвлекаясь от скучного настоящего, поэт ищет созвучий с миром свершений прошлого. Об этом свидетельствуют названия стихотворений: «Старый конквистадор», «Варвары», «Рыцарь с целью», «Путешествие в Китай» и др. Мир истории и литературы в его лирике накладывается на современность:
Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.
На губах трепетало последнее слово.
Что-то ярко светило — фонарь иль луна,
И медлительно двигалась тень часового.
«От других представителей поэзии Гумилева отличает его активная, откровенная и простая мужественность, его энергия, его темперамент», — писал выдающийся ученый В. М. Жирмунский в статье «Преодолевшие символизм». Этими своими чертами поэзия Н. С. Гумилева будет интересна многим поколениям.