Реальные исторические образы в романе «Война и мир»
Из всех исторических лиц, показанных в «Войне и мире», одного Кутузова Толстой называет истинно великим человеком. А Наполеону он отказывает даже в «отрицательном» величии. По Толстому, воль «палача народов» он выполняет не потому, что обладает какой-то исключительной силой, а потому, что она была ему «предназначена Провидением» и он подходил для такой роли. Неправы были критики, укорявшие Толстого в том, что он не увидел в Наполеоне способностей военачальника.
Характернейшей чертой Наполеона писатель считал «яркие
Притязания Наполеона на создание военными средствами всемирной империи под его верховной властью не могли не кончиться крахом. Эпическое повествование об наполеоновских войнах Толстой создавал в бурную эпоху 60-х годов, когда в России ‘только что пало крепостное право и перед мыслящими людьми во весь рост стоял вопрос о будущем страны. Для Толстого это был вместе с тем и вопрос о будущем всего человечества.
«Народы
Восхищаясь умением Толстого «сопрягать» повествование о судьбах отдельных лиц и эпические картины, В. Г. Короленко пиштет: «Своим истинно орлиным взглядом он все время обозревает огромное ;толе своего действия,, не теряя из виду ни одного лица в отдельности; не позволяя им закрывать перед собой целое» ‘. Действие в «Войне и мире» «растекается как наводнение», и читателя охватывает волнение: удастся ли Толстому справиться с хлынувшим на страницы его романа бурным людским потоком. «В заключении романа вы видите,- утверждает Короленко,- как буйный разлив вошел я свои берега, грандиозная эпопея заканчивается плавно и спокойно» .
Характеризуя многообразие персонажей «Войны и мира», Толстой указывал, что наряду с историческими деятелями его интересовали «и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени». В их среде и жили его любимые герои. «Там есть славные люди. Я их очень люблю»,- признавался писатель.
И эту свою любовь к Андрею Болконскому и Пьеру Безухову, к Наташе и Пете Ростовым Толстой передает читателям романа. «Не было Наташи Ростовой,- говорит А. С. Серафимович,- явился Толстой и создал ее в «Войне и мире». И она пришла к нам, прелестная, обаятельная, с чудесным голосом, живая как ртуть, удивительно цельная, богатая внутренне. И ею можно увлекаться, ее можно любить, как живую.
Ее, как живую, не вытравишь из памяти, как не вытравишь памяти живого, близкого человека в семье или близкого друга».
Увидев в Наташе «поэтическую, переполненную жизнью, прелестную девушку», князь Андрей особенно радовался тому, что в ее характере не было «общего светского отпечатка» — ни малейшей искусственности, манерности, притворства.