Раскольников и Лужин
Как автор и главный герой относятся к Лужину? (По роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Повествовательная структура романа Достоевского “Преступление и наказание” достаточно сложна. В центре произведения – образ главного героя, Родиона Раскольникова с его идеей разрешить “кровь по совести”. Все остальные персонажи так или иначе связаны с ним.
Главный герой окружен в романе “двойниками”, в сознании которых по-разному преломляется его идея.
Один из двойников Раскольникова в романе –
У Лужина даже есть своя теория, которую он развивает перед Раскольниковым. Эта “теория разумного эгоизма” гласит: “возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете наличном интересе основано”. Лужин считает: если каждый будет действовать, руководствуясь лишь собственным интересом, то в обществе будет больше преуспевающих граждан, “устроенных частных дел”.
Следовательно,
В жизни Петр Петрович последовательно руководствуется своей теорией. Женитьба на Дунечке тешит его болезненное самолюбие, к тому же она может способствовать его карьере. Раскольников выступает против этого брака, и Лужин быстро находит способ исправить ситуацию. Чтобы очернить Родиона в глазах родных и вернуть расположение Дуни, он обвиняет Соню в воровстве, подложив ей ассигнацию.
Таким образом, он способен на любую подлость, беспринципен.
Анализируя теорию Лужина, мы замечаем ее поразительное сходство с теорией Раскольникова, в которой также преобладает личный интерес. “Наполеонам все дозволено” – безапелляционно утверждает он. В убийстве старухи-процентщицы, безусловно, присутствует личный интерес героя. Один из мотивов этого убийства – желание Раскольникова проверить свою теорию, выяснить, к какому же типу людей относится он сам: “…тварь ли я дрожащая или право имею?”. Теория Раскольникова, по его мнению, тоже призвана спасти человечество от мирового зла, направлена на развитие прогресса.
Магометы, Наполеоны, Ликурги – люди будущего, которые “двигают мир и ведут его к цели”. Они “разрушают настоящее во имя будущего”.
Характерно, что теория Лужина крайне не нравилась Раскольникову. Возможно, интуитивно он чувствовал в ней сходство со своими собственными идеями. Недаром же он замечает Петру Петровичу, что по его, лужинской, теории выходит, что и “людей можно резать”. Этим сходством, вероятно, и объясняется безотчетная ненависть Раскольникова к Лужину.
Ну и ситуация с Соней, планируемая женитьба на Дунечке – все это, безусловно, наложило свой отпечаток на отношения героев.
Таким образом, Лужин опошляет теорию главного героя, предлагая “экономический” вариант этой теории. Лужин – “двойник” Раскольникова в жизненно-бытовом плане. Кроме того, это беспринципный, подлый человек.
Всем этим определяется отношение к нему автора и главного героя.