Лужин и Свидригайлов – порождение капитализма (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Для Ф. М. Достоевского капитализм – это общество, где есть не только просто богатые и бедные, но и люди, абсолютно потерявшие себя в этой жизни, кто уже никогда не поднимется со дна. Примером может служить хотя бы семья Мармеладовых. В крике Катерины Ивановны, в ее рассказе о прошлой жизни заключена горькая правда о людях, которые никому не нужны в этом мире и в этом бездушном городе. По мере того как развертывается повествование, образ Петербурга усложняется, становится символом страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения, где торжествует
На страницах романа появляется галерея “деловых людей”, паразитирующих на человеческом горе. Одни появляются мимолетно: мошенник Кох, скупающий у старухи-процентщицы просроченные вещи; содержатель распивочной Душкин, купец Юшин, который сдает подозрительные дешевые номера, Луиза Ивановна, Дарья Францевна, торгующие женщинами, и т. д. С другими автор романа знакомит нас обстоятельно, обнажая их психологию. Достоевский с нескрываемой неприязнью говорит о Лужине – немолодом господине, “чопорном, осанистом, с осторожною
Достоевский вложил в уста негодяя Лужина теорию “личного обогащения”: “возлюби прежде всех одного себя” (все на личном интересе основано). Суть всех его деяний сводится к теории “целого кафтана”: ни с кем ничем не делись! Он разбогател и “пуше всего боялся… вот уж несколько лет обличения”. Только брезгливость и презрение вызывает у Раскольникова этот делец новейшей формации.
По словам Лужина, нужно отбросить какой бы то ни было нравственный долг перед другими людьми. Его девиз: “Приобретая для себя, я приобретаю как бы для всех”. Через Лужина Раскольников понял, к чему может привести его идея о праве “избранных” на вседозволенность.
В отличие от Лужина Свидригайлов – фигура не только отталкивающая, но и трагическая. Он прошел “жизненную школу” в петербургских притонах; неожиданно пришедшее богатство, власть над крепостными – все это развратило его. Достоевский окутывает жизнь Свидригайлова тайной.
Мы не можем сказать, какие злодеяния совершил Свидригайлов, в чем он повинен. В душе этого человека под спудом пороков еще теплится искра добра. Душу Свидригайлова пробудила любовь к Дуне. После того как он неожиданно для самого себя пожалел ее, в нем словно что-то перевернулось.
Заговорила совесть. Свидригайлов уходит из жизни, напоследок спасая от нищеты и гибели Соню, сирот Мармеладовых и свою невесту.
Деньги и власть – с одной стороны, с другой – добрый тиран…
Раскольников все отчетливее чувствует внутреннюю связь своей теории со взглядами Лужина и Свидригайлова. Ведь и они считают, что человеку, обладающему силой и властью, “все позволено”. Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: “А доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей резать можно…” Свидригайлов, которого остро ненавидит Раскольников, говорит ему: “Мы одного поля ягоды”.
Что общего между этим преступным человеком и страдальцем за человечество? Видимо, то, что оба они – пусть по разным мотивам – сочли возможным “перешагнуть через кровь”.
Раскольников готов во имя спасения человечества “страдания взять на себя”. Свидригайлов не выдержал мук памяти и ушел из жизни… А Лужин? Лужины… остались.
И свое от жизни они будут брать, перешагивая через все!..