Путь идейных исканий Пьера Безухова как путь к идеям декабристов
…Я буду писать историю людей,
Более свободных, чем государственные
Люди, историю людей, живших в
Самых выгодных условиях жизни…
Людей, свободных от бедности,
От невежества, и независимых.
Л. Толстой
Отход от господствующих социальных норм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» с особой силой проявляется в истории психологической эволюции Пьера Безухова, и не только отход, но и страстные поиски новых, истинно человеческих отношений. При знакомстве Пьер предстает перед нами уже сложившейся индивидуальностью,
Реальная сущность исканий Безухова заключается в проверке ценностей, которыми обладает не только жизнь близкого ему мира, но и жизнь людей его века, жизнь человечества в целом.
Так, в салоне Анны Павловны Шерер Пьер горячо отстаивает идеи французской революции, одобряет действия Наполеона, приводя множество примеров полезных для народа действий Бонапарта.
Жизненный путь Безухова — это путь ошибок, исканий и заблуждений. Первоначальный интерес к светскому обществу, кутежам, бесчинствам в кружках Курагина и Долохова быстро исчезает,
Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, которыми он постоянно занят, несмотря на свои светские «заботы», сближают его с масонами, в которых он увидел обладателей истинной мудрости. Вступая в масонскую ложу, Безухов ищет духовного, нравственного обновления, он надеется на то, что именно здесь «найдет возрождение к новой жизни». Стремление к личному совершенствованию Безухов не отделяет от исправления рода человеческого, активным участником которого он мечтает быть.
Под влиянием масонских идей Пьер пытается ввести новшества у себя в хозяйстве, но за детской чистотой и доверчивостью не видит всей сложности жизненных отношений, цепкой косности, изворотливости, произвола окружающих. Намереваясь совершить благородное дело, он легко дает себя обмануть.
Вскоре за распространением мудрости и добродетели, за причудливым ритуалом Пьер разглядел довольно прозаические стремления видных членов масонской ложи. Масонство оказалось зыбкой почвой, на которой нельзя было построить новую жизнь.
События Отечественной войны производят крутой перелом во взглядах Пьера на жизнь, позволяя ему выйти из замкнутой сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали и подавляли его. Ощущая душевный подъем, Пьер снаряжает полк, который отправляется на Бородинское сражение, а сам Безухов едет следом, в Можайск. В день Бородина, на батарее Раевского, Пьер становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения.
Теперь отношение Безухова к Наполеону резко изменяется, восхищение «наследником» революции уступает место ненависти к деспоту и злодею.
Попав в плен к французам, Пьер сближается с Платоном Каратаевым, в котором его покоряет спокойное, умиротворенное приятие мира, незлобивость, доброта, проявляемые этим человеком. Под влиянием Каратаева «Пьер впервые оценил наслаждение еды, когда хотелось есть… пить…» Очень существенно, что рядом с естественными потребностями человека Безухов ставит свободу выбора занятий, свободу образа жизни.
После возвращения из плена Пьер очень изменился нравственно, духовно, «Он сделался какой-то чистый, гладкий, свежий; точно из бани.,, морально из бани».
Подчеркивая новое, активное отношение Безухова к социальной деятельности, Толстой наделяет его чертами будущего декабриста. Социальное разложение, политический гнет, наблюдаемые Пьером вокруг, вызывают его гнев и возмущение. Безухов убежден в том, что вывести общество из бедственного состояния можно усилиями честных людей, которые должны быть тесно связаны между собой, потому что существует близость и единство между людьми порока и зла.
Мысль об исправлении рода человеческого, давно волновавшая Безухова, получает в эпилоге романа свое выражение в виде действенного стремления к обновлению человека и общества, устранению социального и политического гнета, стремления, которое может и должно объединить передовых людей общества.
Общественная устремленность Пьера представляет собой не только итог его исканий, но и органическое звено в идейно-творческой концепции романа.