Сопоставление внутренних монологов Пьера Безухова на станции в Торжке и князя Андрея перед Аустерлицем (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)

Л. Н. Толстой всегда стремился к тому, чтобы показать внутренний мир и духовную эволюцию своих героев. Пьер Безухов и Андрей Болконский – одни из любимейших героев писателя. Поэтому на страницах своего романа Толстой детально прослеживает становление их личности.
Одним из ключевых моментов в жизни Пьера Безухова была встреча с масонами. Писатель показывает, что привело героя в ряды этих людей. По дороге в Петербург, после тяжелого расставания со своей женой Элен, Пьер останавливается на станции в Торжке.

Его мучают тяжелые размышления

о смысле жизни: “Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, все на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его”.
Герой находится в полной растерянности. Пьер не может осмыслить законов жизни, он не понимает себя и окружающий его мир: “Что дурно? Что хорошо?

Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?” Безухов понимает, что в мире есть лишь

одна незыблемая вещь – смерть. Смерть, несущая зло, уравнивает всех – и бедных и богатых.

Пьер не понимает, для чего же тогда нужны деньги?
С каждой мыслью герой запутывается все больше и больше. Он задает вопросы и не находит на них ответов. В итоге своих размышлений Пьер приходит к такому неутешительному выводу: “Ничего не найдено, ничего не придумано.

Знать мы можем только то, что ничего не знаем”.
Именно в этот момент полного отчаяния судьба преподносит Пьеру встречу с масоном, который даст ответы на многие вопросы героя.
В отличие от Пьера Безухова князь Андрей Болконский думает, что точно знает, чего хочет от жизни. Он убежден, что смысл его жизни – в славе, в известности, в любви к нему множества людей. Перед Аустерлицким сражением он ясно осознает это.

Князь Андрей размышляет о том, что его могут убить, он вспоминает прощание со своей семьей. Но все это мало трогает героя. Он находится в предвкушении своей славы: “Завтра, может быть, даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать”.

Герой считает, что он вполне способен на подвиг. Князь Андрей начинает представлять, как в критический момент он спасает армию и “один одерживает победу”. Один Тулон сменяется другим, и вот Болконский уже главнокомандующий всей армией. Голос разума спрашивает героя: “Ну, а потом что ж?” Но тщеславие князя Андрея берет верх.

Он не хочет думать, что будет после. Болконскому важнее, что какие-то мгновения после побед он будет чувствовать любовь тысяч незнакомых ему людей. Князь Андрей приходит к выводу, что в этом смысл его жизни: “…хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими…для одного этого я живу”. В своих рассуждениях герой доходит до страшной, предательской мысли: “И как ни дороги…отец, сестра, жена – самые дорогие мне люди,…я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми…за любовь вот этих людей”.

К счастью, князь Андрей поймет всю ложность своего Тулона, своей цели. На краю смерти герою откроются истинные жизненные ценности, истинный смысл жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сопоставление внутренних монологов Пьера Безухова на станции в Торжке и князя Андрея перед Аустерлицем (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)