Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”



Это самый… смешной человек,

Но самое золотое сердце.

Л. Н. Толстой

Каким должен быть человек? Как надо жить, чтобы найти согласие с самим собой? На эти и многие другие вопросы, всегда бывшие в центре внимания Л. Н. Толстого, отвечает он в “Войне и мире”, излагая свой нравственный кодекс, воплощенный в характерах и поступках героев романа.

Особенно сложен путь Пьера Безухова, характер которого складывается на наших глазах.

“Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках” – таким появляется двадцатилетний Пьер в салоне А. П. Шерер. Он только что приехал из-за границы, где жил и учился несколько лет. Здесь, в России, ему все интересно.

Поэтому он, врываясь в разговоры, говорит все, что думает, и не замечает, что многим его взгляды кажутся опасными.

Пьер – бонапартист. Он видит в Наполеоне великого человека, оправдывает его жестокость, которая, как он полагает, была неизбежна. Бонапартизм Безухова неглубок, это скорее романтическое восприятие человека, имя которого на устах у всех, а не трезвая оценка его деятельности.

Русская

жизнь даст наивному, доверчивому юноше еще не один урок и заставит пересмотреть свои взгляды.

А пока Пьер мечется, не зная, чем заняться, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это.

Умирает старый граф Безухов, и, по его завещанию, Пьер становится законным сыном и наследником огромных богатств. Он растерян, но не растерялся светский негодяй князь Василий Курагин и сразу же женил Пьера на своей дочери Элен, пустой, бездушной и развращенной светской красавице. Нового графа Безухова “полюбил” свет: приемы, балы, гости…

Если бы Пьер был заурядным, безразличным человеком, его удовлетворяла бы такая жизнь. Но он другой… В нем идет непрерывная работа мысли.

Умная душа, чуткое сердце, обнаженная совесть не позволяют ему довольствоваться пустым времяпрепровождением. А может, с этого и начинается человек: с недовольства собой, поисков и метаний, с постоянной борьбы со своими слабостями?

Но пока Пьер терпит поражение в этой борьбе. Живя по инерции, так, как все, он приходит к катастрофе – дерется на дуэли с Долоховым и тяжело ранит его.

Начинаются невыносимые нравственные терзания Пьера. “Что дурно?

Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я?” – задает он себе вопросы.

Выход Пьер хочет видеть в самоусовершенствовании. Ему кажется, что так он сможет устранить зло в себе и в мире. Поэтому атеист Пьер становится масоном, видя в масонстве орудие борьбы со злом.

Он пытается провести реформы в своих имениях, чтобы облегчить положение крестьян. Кажется, работа идет успешно, и Пьер, по-прежнему наивный и доверчивый, удовлетворен. Но непрактичного графа снова обманули.

Жизнь крестьян стала и вовсе невыносимой. Что же делать?

Пьер ищет полезной общественной деятельности, пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь его ожидает глубокое разочарование: он понял, что масонов интересует не истина, не благо человечества, а “мундиры и кресты, которых они добивались в жизни”.

Из нового нравственного кризиса Безухова выводит война 1812 года, которая дала ему главный жизненный урок. Всенародный патриотический подъем захватил Пьера. Рухнула вера в величие Наполеона.

Теперь он враг, и Пьер решает убить его. Безухову мало снарядить на свои деньги полк – он должен лично участвовать в сражении. Пьер отправляется на Бородинское поле.

То, что он там пережил, произвело переворот в его душе. Человек очень эмоциональный, он был потрясен поведением солдат и ополченцев, их непоказным мужеством и каким-то обыденным, будничным героизмом. И Пьер, попав, казалось бы, в чуждую ему среду, впервые почувствовал себя не нелепым барином, неудачником, а частицей своего народа.

Ему кажется, что смысл жизни найден: “Солдатом быть, просто солдатом!” – думает Пьер.

Под влиянием увиденного и пережитого Пьер становится тверже, деятельнее. Желание “не отставать от них (солдат) ни в чем ведет его в захваченную французами Москву. Убить Наполеона не удалось, но Пьер спасает девочку во время пожара, помогает женщине, вступает в драку с захватчиками. Огромное впечатление на его чуткую, ранимую душу производит казнь ” поджигателей “. Потрясенный случившимся, Пьер снова теряет почву под ногами, испытывает полный душевный крах. “В душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…”

В таким состоянии Пьер попадает в плен, и там под влиянием простых и добрых людей, а особенно Платона Каратаева он снова возрождается к жизни. Всю жизнь искавший душевного удовлетворения, “успокоения, согласия с самим собой”, он перенес в плену “пределы лишений, которые может переносить человек”, но не пал духом, а, вопреки всему, закалил свою волю, обрел “ощущение радости и силы жизни”, оценил братское отношение к себе крестьян-солдат.

Будто живой водой окропили его душу.

И все-таки Пьер не стал непротивленцем, не воспринял полностью философию Каратаева. В нем окрепла потребность бороться с общественным злом, с мракобесием и аракчеевщиной.

В жизнь Пьера вошла Наташа. Многое пережив и испытав, они стали опорой друг для друга. Но Пьер уже не мыслит своего личного счастья, если несчастны люди вокруг.

Николай Ростов благоразумно советует ему “не думать”. Пьер отвечает: “…я не могу”. Он всю жизнь не мог не думать.

Но если раньше борьба шла лишь за собственную душу, за самоусовершенствование, за чистую совесть, то “диалектика души” привела его к новой мысли: “Возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро”.

Да, это очень нелегко – “жить честно”, но, по мнению Толстого, настоящий человек должен жить именно так.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”