ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”

А. Н. Островского, автора многочисленных
пьес о купечестве, создателя репертуара для
русского национального театра по праву счи-
тают “певцом купеческого быта”. И сидит он,
изваянный резцом скульптора Андреева, у
входа в Малый театр, и напоминает нам о
прошлом, о темном, страшном и одновремен-
но смешном мире своих многочисленных геро-
ев: Глумовых, Болыповых, Подхалюзиных,
Диких и Кабановых.
Изображение мира московского и провинци-
ального купечества, с легкой руки Добролюбова
названного “темным царством”, стало главной
темой творчества Островского. Не составила ис-
ключения и драма “Гроза”, вышедшая из печа-
ти в 1860 году.
Сюжет пьесы достаточно прост и типичен
для той среды и эпохи: молодая замужняя
женщина Катерина Кабанова, не найдя от-
клика своим чувствам в муже, полюбила дру-
гого человека. Мучимая угрызениями совес-
ти и не желая принять мораль “темного цар-
ства” (“Делай, что хочешь, лишь бы все шито
да крыто было”), она признается в своем по-
ступке всенародно в церкви. После. этого
признания жизнь ее становится настолько
невыносимой, что она кончает жизнь само-
убийством.
Образ Катерины является самым ярким
образом в пьесе Островского “Гроза”. Добро-
любов, подробно анализируя образ Катерины,
назвал ее “лучом света в темном царстве”.
Беспечно протекала жизнь Катерины в роди-
тельском доме. Здесь она чувствовала себя
“на воле”. Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень любила свой сад, в котором
часто гуляла и любовалась цветами. Вспоми-
ная о своей жизни в родном доме, она говорит;
“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка
на воле. Маменька во мне души не чаяла, на-
ряжала меня как куклу, работать не принуж-
дала, что хочу, бывало, то и делаю”.
Катерина отличается от всех представи-
телей “темного царства” глубиною чувств,
честностью, правдивостью, смелостью, реши-
тельностью. Она сохранила все прекрасные
черты русского характера. Это чистая,. ис-
кренняя, горячая натура, открытая душа, ко-
торая не умеет обманывать. “Обманывать-то
я не умею; скрыть-то ничего не могу”, – го-
ворит она Варваре, которая утверждает, что
все в их доме держится на обмане. Варвара
называет нашу героиню какой-то “мудреной”,
“чудной”. Но Катерина – сильная, реши-
тельная, волевая натура. Она с детства была
способна на смелые поступки. Катерина очень
любит природу, ее красоту, а также русские
песни. Поэтому речь ее – эмоциональная,
восторженная, музыкальная, напевная –
проникнута высокой поэзией и иногда напо-
минает народную песню.
Воспитываясь в родном доме, Катерина
приняла все вековые традиции своей семьи:
покорность старшим, религиозность, соблю-
дение обычаев. Она нигде не училась и лю-
бит слушать рассказы странниц, богомолок,
серьезно воспринимая все их религиозные
предрассудки; это и заставило Катерину вос-
принимать свою любовь к Борису как страш-
ный грех, от которого она пытается и не мо-
жет уйти.
Попав в новую семью, где все находится
под властью жестокой, суровой, грубой, дес-
потичной Кабанихи, Катерина не находит
участливого отношения к себе. Мечтатель-
ная, честная, искренняя, доброжелательная
к людям, она очень тяжело воспринимает
гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно
жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно
оскорбляет человеческое достоинство Кате-
рины, становится для молодой женщины не-
выносимой. В ее душе начинает зарождаться
глухой протест против “темного царства”, в
котором она не нашла счастья, свободы и не-
зависимости. Измученная и страдающая, Ка-
терина кончает жизнь самоубийством, дока-
зывая тем самым свою правоту, нравствен-
ную победу над “темным царством”.
Добролюбов, давая оценку образу Катери-
ны, писал: “Вот истинная сила характера, на
которую во всяком случае можно положиться!
Вот высота, до которой доходит наша народ-
ная жизнь в своем развитии!”.
То, что поступок Катерины был типичен
для своего времени, подтверждает и тот факт,
что в Костроме произошел аналогичный слу-
чай в семье купцов Клыковых. И долго после
этого артисты, исполняющие главные роли
в пьесе, гримировались так, чтобы в них мож-
но было увидеть сходство с Клыковыми.



ПРОТЕСТ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА”