«Прости» анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение «Прости» было написано Некрасовым в 1856 г. и посвящено Авдотье Панаевой. Оно входит в так называемый «панаевский цикл» стихов о любви. Было напечатано в «Библиотеке для чтения» № 10 за 1856 г. и включено в собрание сочинений 1856 г.

Ни одно стихотворение Некрасова не положено на музыку столько раз, сколько эта миниатюра (около 40). Впервые это произошло в год написания. Среди авторов музыки знаменитые Римский-Корсаков, Чайковский.

Авдотья Панаева была первой красавицей Петербурга и женой Ивана

Панаева, друга и ближайшего сотрудника Некрасова по журналу «Современник». Она не была счастлива в браке с ветреным Иваном. Страстная любовь вспыхнула между молодыми людьми, когда Некрасов появился в литературном салоне Панаевой.

Некрасов и Панаева с 1846 г. стали гражданскими супругами и одно время жили втроем, успешно работали над журналом. Некрасов и Панаева были соавторами и единомышленниками, поэт называл возлюбленную второй музой.

Семейная жизнь Некрасова и Панаевой была похожа на весеннюю грозу, когда за бурей каждый раз следуют тишина и мир. В один из периодов бури и было написано стихотворение.

Некрасов и Панаева неоднократно расставались и воссоединялись.

Литературное направление и жанр

Стихотворение «Прости» — один из реалистических эпизодов в развитии отношений влюбленных. Некрасов не изображает внешность возлюбленной и даже ее характер. Он говорит только об обоюдных чувствах пары. Это стихотворение, подобно Пушкинскому «Я вас любил», описывает развитие чувств, отношений, за которыми угадываются личность и характер.

Жанр стихотворения — интимная лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения — расставание, прощание с возлюбленной.

Основная мысль: прощаясь, лирический герой призывает возлюбленную помнить среди разнообразных событий в их отношениях только хорошее и забыть все плохое.

Стихотворение состоит только из двух строф, противопоставленных друг другу, что выражается союзом но, начинающим вторую строфу. Первая строфа говорит о том, что в отношениях нужно забыть, а вторая — чего забыть нельзя.

Тропы и образы

В стихотворении нет ни одного прилагательного, а, следовательно, эпитета, кроме наречных ласково всходящее светило любви, бодро совершаемый путь влюбленных. Наречные эпитеты свидетельствуют о роли глаголов в тексте. Стихотворение — бурное развитие состояний, душевных порывов. Внутренний мир героев передается с помощью противопоставленных друг другу метафор: дни паденья, бури — светило любви, всходящее над влюбленными, свершаемый ими путь любви.

Слов в прямом значении с негативной окраской тоже много. Это обычные состояния поссорившихся влюбленных: тоска, унынье, озлобленье, слезы, угрозы ревности.

Слов с положительной окраской, обозначающих чувства и состояния, в стихотворении нет. Кажется, лучшее, что было в жизни возлюбленных — прекращение ссор и бури, бодро свершаемый путь.

Герою будто бы нравятся семейные неурядицы. Об этом свидетельствует использование глаголов. Глагол не помни употребляется в первой строфе 4 раза. Психологи говорят, что сознание человека не воспринимает частицы не.

То есть, повторяя не помни, лирический герой невольно призывает возлюбленную помнить о ссорах и размолвках, ревности.

А во второй строфе герой только один раз призывает возлюбленную не забыть благополучных (очевидно, редких) дней любви.

Лирический герой стихотворения не хочет расставания, отсюда неоднозначный призыв прости, который должен означать не прощай, а извини, давай останемся вместе.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской, рифмовка парная. В миниатюре Некрасов продумывает даже смысловые связи между рифмами.

Негативно окрашенные рифмы в первой части (паденья — озлобленья, слез — угроз) сменяются оптимистичными во второй (светило — всходило, путь — не забудь).


«Прости» анализ стихотворения Некрасова