“Я не люблю иронии твоей” анализ стихотворения Некрасова
История создания
Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” написано Некрасовым предположительно в 1850 г., напечатано в журнале “Современник” № 11 за 1855 г. Оно включено в сборник стихотворений 1856 г.
Стихотворение обращено к Авдотье Панаевой, в которую был влюблен Некрасов. Их роман, начавшийся в 1846 г. и длившийся почти два десятка лет, так и не закончился законным браком. В этом смысле стихотворение “Я не люблю иронии твоей” пророческое.
Авдотья Панаева была женой друга Некрасова Ивана Панаева, с которым они вместе возрождали
Отношения Некрасова и Панаевой были неровными. Случались бурные выяснения отношений, временное охлаждение друг к другу. Об этом стихотворение.
Литературное направление, жанр
Стихотворение “Я не люблю иронии твоей” относится к интимной лирике и входит в так называемый “панаевский цикл”. Оно повествует о развитии любовных отношений, реалистично объясняя внутренние причины внешних изменений в общении.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – развитие любовных отношений, угасание и охлаждение чувства.
Основная мысль: только любовь – это настоящая жизнь, поэтому любовь нужно беречь, нужно заботиться о ее сохранении, заметив первые признаки угасания.
Стихотворение – это обращение к возлюбленной. Поводом к обращению стала насмешка, ирония возлюбленной по отношению к лирическому герою.
В первой строфе лирический герой признает, что чувства его угасают, что некогда горячая любовь только теплится в сердце. Ирония, с точки зрения лирического героя, свойственна “отжившим и не жившим”, то есть тем, кто не любил вовсе или уже не любит.
Во второй строфе лирический герой описывает нынешнее состояние отношений: женщина застенчиво и нежно желает продлить свидание, в сердце лирического героя “кипят ревнивые тревоги и мечты”. Но любовь угасает, что передается словами “пока еще”. Последняя строчка второй строфы называет угасание любви неизбежной развязкой.
В последней строфе лирический герой уже не питает иллюзий, не надеется на продолжение отношений, к чему призывает в первых двух строфах, используя восклицательные предложения. Скандалы и конфликты – признак завершения отношений, когда в сердце уже “тайный холод и тоска”.
Тропы и образы
Стихотворение строится на противопоставлении холодного и горячего, кипения и оледенения. Любовь подобна кипящему бурному потоку, что описывается с помощью метафор: горячо любившие, кипят ревнивые тревоги и мечты, кипим сильней, полны последней жаждой. Чувству противопоставлены тайный холод и тоска сердца (метафора равнодушия).
Чувства, предшествующие охлаждению, Некрасов сравнивает с рекой, которая осенью сильнее бурлит, хотя становится холоднее. Таким образом, сила чувств (бурность) не равнозначна для лирического героя их качеству (теплоте или холодности). Река побурлит и замерзнет, так же и любовь.
Стихотворение имеет законченную мысль и без последних двух строчек, перед которыми стоит многоточие. Сравнение чувств с бурной рекой – тот последний аргумент, который лирический герой приводит, чтобы добиться понимания возлюбленной.
Большое значение в стихотворении имеют эпитеты. Все они негативно окрашены: ревнивые тревоги и мечты, последняя жажда, развязка неизбежная, тайный холод. Им противопоставлены наречные эпитеты с положительной окраской: горячо любившим, желаешь застенчиво и нежно, кипят мятежно. Действия героев лирический герой воспринимает как проявление любви, но состояния (тревога, жажда, развязка) считает лишенными желанного чувства.
Так идея стихотворения работает на языковом уровне.
Размер и рифмовка
В стихотворении необычна и ритмическая организация, и рифмовка. Размер определяется как пятистопный ямб, но пиррихиев так много, что ритм сбивается, как у человека, который от волнения не может выровнять дыхание. Этому эффекту способствует укороченная последняя строчка в первой строфе.
Каждая строфа состоит из 5 строчек, рифмовка в каждой строфе разная. В первой строфе она кольцевая, во второй – перекрестная, в третьей перекрестная чередуется со смежной. Эта неупорядоченность соответствует внутреннему мятежу лирического героя.
Мужская рифма чередуется с женской тоже неупорядоченно благодаря разной рифмовке.