“В полном разгаре страда деревенская” анализ стихотворения Некрасова

История создания

Стихотворение “В полном разгаре страда деревенская” написано в 1862 г. и опубликовано в “Современнике” № 4 за 1863 г. Было неоднократно положено на музыку.

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это раздумья о тяжелой доле русской женщины-крестьянки. Ее труд не стал легче после отмены крепостного права.

Некрасов не понаслышке знал о трудной судьбе женщины. Его мать была несчастлива в браке. Дочь богатого украинского помещика, получившая хорошее образование,

она играла на фортепиано и обладала прекрасным голосом, была мягкой и доброй.

Мать Некрасова много натерпелась от мужа, человека грубого. Своих многочисленных детей она воспитывала нежно, привила всем любовь к литературе и к человеку независимо от его социального статуса.

Реалистическое описание крестьянки традиционно и типично. Ее труд бесконечный, тяжелый и бессмысленный, он сопряжен с болью и неудобствами. Жизнь ее лишена смысла.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – судьба русской женщины, которую Некрасов называет матерью всего русского племени, тем самым возводя

ее образ к почти божественному.

Основная мысль: стихотворение проникнуто сочувствием к несчастной матери, к ее бедному ребенку и ко всему русскому народу, который, как и его мать, вынесет все. Но стоит ли смиряться и терпеть?

Стихотворение состоит из 9 строф. Первые 2 строфы – это обращение к женской доле и к самой русской женщине.

Следующие 2 строфы описывают условия тяжелого женского труда. Они похожи на библейские кары: нестерпимый зной, жалящие насекомые и непосильная работа.

Строфы 5 и 6 усиливают напряжение. Даже порезанная нога – не причина прервать работу. Только плач ребенка заставляет женщину остановиться.

Строфа 7 – обращение лирического героя к матери. Она как будто забыла о своих материнских обязанностях, так что лирический герой с горечью призывает ее качать ребенка и петь ему о терпении.

Предпоследняя строфа о том, как крестьянка пьет горький квас с потом и слезами, а последняя – это нежный вопрос к “милой”, непрямой призыв к изменению безнадежной ситуации. Лирический герой сочувствует своему народу.

Тропы и образы

Первая строчка стихотворения – это и время, и место действия, и само действие. Выражено это метафорой: страда деревенская в полном разгаре. Слово страда (тяжелая сезонная работа) сразу отсылает к этимологически родственному слову страдание.

Стихотворение начинается с того, что страдания – синоним доли русской женщины.

С помощью метафор описывается тяжесть этой доли: вянешь до времени, бедная баба из сил выбивается, слезы и пот канут в жбан и будут выпиты. Последняя метафора близка к символу. Женщина наполняется горечью и солью слез и пота, да еще и делает это добровольно, невольно смешивая с традиционным освежающим напитком – кислым квасом.

В резких и неприятных вкусах – тоже часть ее мучения.

Женщина описана с помощью эпитетов: многострадальная мать, бедная баба, ноженька голая, жадно подносит губы опаленные, слезы соленые.

Эпитеты характеризуют враждебную человеку природу: зной нестерпимый, равнина безлесная, ширь поднебесная, солнце нещадно палит, косуля тяжелая, жбан, заткнутый грязной тряпицею.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы приближают речь к песенной: косуля, ноженька, долюшка, косыньки, тряпица, квасок, полосынька.

В седьмой строфе – кульминация эпического сюжета стихотворения. Баба стоит над ребенком в отупении. Это ее истинное состояние, сопутствующее вечному терпению (недаром Некрасов срифмовал эти слова).

Двойная тавтология в этой же строфе (терпеливо пой песню о вечном терпении) привлекает внимание к главному: благодаря этому терпению русское племя всевыносящее, а мать его многострадальна (эпитеты).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано дактилем. В семи трехстишьях две строчки четырехстопного дактиля чередуются со строчкой трехстопного.

В двух последних четверостишьях тоже чередуется четырехстопный и трехстопный дактиль. Такой разностопный размер приближает стихотворение к народному причитанию. Это ощущение усиливается необычной рифмовкой.

Рифмовка в трехстишьях следующая: А’А’б В’В’б Г’Г’д Е’Е’д Ж’Ж’з И’И’з К’К’з. Два последних четверостишья связаны перекрестной рифмовкой. Это вывод, которому требуется ритмическая четкость.

Дактилическая рифма чередуется с мужской, что характерно для народных песен.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (4 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading...

“В полном разгаре страда деревенская” анализ стихотворения Некрасова