Проблема справедливости

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времен.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорбленными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию “справедливость” могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны.

И справедливость – это “искусство не­равенства”.

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций.

И это все потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашел ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевернутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошелки овощи на остановке!

Но влюбленному не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же “счаст­ливцы”, тоже влюбленные крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью.

А о чем он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского “Преступле­ние и наказание” вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, “наполеоновскую” теорию он считает очень справедливой и даже “математически выверен­ной”, а убийство “никому не нужной и всем вредной стару­шонки” не только не преступление, но как “проба” его теории оно видится ему даже как благое дело.

Однако Раскольников своим поступком “не старушонку”, а “себя убил”; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют “властелины мира”, те, которые “право имеют”. Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.



Проблема справедливости