Проблема искупления долгов прошлого в драме Ф. Дюрренматта “Визит старой дамы”
Можно, наверное, утверждать, что нет человека, который бы считал мир идеальным, наполненным справедливостью и гармонией. Известный швейцарский драматург Фридрих Дюрренматт в пьесе “Визит старой дамы” поднял проблему справедливости и искупления грехов прошлого, проанализировав человеческую психологию. В самом деле, разве часто мы задумываемся над тем, что именно является справедливостью. Или для всех она одинаковая, или только для одного кого-то?
Героиня пьесы Клэр Цаханасян, когда-то преданная любимым и опороченная, возвращается
И хотя бургомистр сначала возражает, что справедливость купить нельзя, Клэр убеждена: все можно купить.
Понятно, что она жаждала справедливости для себя. В своих намерениях она игнорирует мораль. И, к сожалению, ее намерения поддерживают люди, не способные устоять перед соблазном денег.
Но такое ли уж случайное появление Клэр в жизни Иля через много лет. Ведь он понимает, что виноват в измене. Когда-то он променял любимую
Теперь он видит, как его поступок будто вырос до масштабов городка. И теперь каждый будто повторяет поступок Иля, предавая его самого во имя денег.
Страшная месть судьбы. Иль понимает, что дело даже не в том, что это делает преданная им женщина. Это будто сама судьба через много лет напомнила о его грехе и требует искупления.
Сначала герой боится и ищет спасения. Но потом постепенно понимает: это и есть справедливость, которая вне человеческого суда. И он говорит: “Я сделал из Клэр то, чем она есть, а из себя самого то, чем я есть, никчемного торгаша, который докатился до ручки”.
Не случайно автор употребляет очень точный прием: жители города постепенно погружаются в долги, не сознавая, что за все нужно платить. И в данном случае искуплением долгов будет преступление. Иль говорит бургомистру: “Теперь вы должны быть моими судьями. Я покоряюсь вашему приговору, каким бы он ни был.
Для меня он будет справедливостью, а чем будет для вас – не знаю”. Так вот проблема искупления долгов прошлого решается не только через образ Иля. Она мыслится намного шире.
И решения этой проблемы драматург требует не только от каждого героя, но и от читателя.
- Экранизации и постановки пьесы Ф. Й. Дюрренматта “Визит старой дамы” Произведения Фридриха Дюрренматта вот уже пятый десяток лет успешно ставятся на сценах мира. Не составляет исключение и пьеса “Визит старой дамы”. Одна из самых удачных постановок этой трагикомедии была осуществлена известным украинским режиссером Сергеем Данченко в Национальном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве. Начиная с 1983 года длительное время этот спектакль шел с неизменным […]...
- Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы “Визит старой дамы” В эссе “Проблемы театра” Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности является трагикомедия. Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущие трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. “Гротеск – одна из широких возможностей быть точным,” – говорил он. Итак, […]...
- Визит старой дамы ШВЕЙЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Фридрих Дюрренматт (Friedrich Durrenmatt) Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame) Трагикомедия (1955) Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок […]...
- Визит старой дамы краткое содержание Дюрренматт Ф. Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на […]...
- Краткое содержание “Визит старой дамы” Дюрренматт Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена. Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. […]...
- Проблема искупления греха в ромате “Преступление и наказание” Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха. Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не […]...
- Проблема и проблематика в драме по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Пьеса “Гроза” – это наиболее смелое произведение из творчества Островского. Известные критики считают, что в пьесе гармонично сочетаются и превосходят друг друга взаимные отношения безгласности и самодурства и доводят эти отношения до не очень хороших, а часом и до ужасных последствий. Н. А. Добролюбов, например, считает, что в этом произведении было что-то бодрящее и освежающее. […]...
- Тема нравственного отступничества и искупления в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” В духовной атмосфере сегодняшнего общества, много лет назад отторгнутого от религии (“большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о боге”, – с гордостью говорит Берлиоз) остро ощутима нехватка высших нравственных образцов. По давней российской традиции их ищут в писателях. И не будет преувеличением сказать, что именно М. А. Булгаков и есть тот самый […]...
- Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского “Гроза” “Гроза” – одна из тех пьес А. Н. Островского, которые и в наши дни пользуются неизменной популярностью. В центре авторского внимания находится кризис патриархального мира и патриархального сознания. Но вместе с тем пьеса оказывается гимном живой душе, которая отважилась на смелый протест, на противостояние окаменевшему миру. А эта проблема будет актуальна во все времена. Классицистическая […]...
- Проблема любви в драме А. Н. Островскою “Гроза” Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, […]...
- Проблема человеческого достоинства в драме “Гроза” На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них – пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами […]...
- Проблема семьи в драме Алексея Коломийца “Дикий Ангел” Простая рабочая семья Ангелов живет в добротном, построенном своими руками доме. Все здесь “бешеные” к работе, а об отце, так никто не видел, чтобы он отдыхал. Ангелы хранят копейку, пытаясь жить экономно, но не бедно. Человек воспитывается в труде – таков непреложный крестьянский закон Ангела. Очевидно, поэтому среди его детей нет лентяев. Их не пугают […]...
- Проблема народного характера в драме “Гроза” Островского Драма “Гроза” является одной из вершин творчества А. Н. Островского. В этом произведении драматургу удалось осветить неторопливую жизнь провинциального городка, раскрыть зрителю его тайны. Как и во многих других произведениях Островского, в “Гроза” присутствует очень широкая тематика и проблематика, автор проникает в самую суть противоречий и конфликтов. Изображение народного характера занимает особое место в произведениях […]...
- Проблема семейного счастья в драме Г. Ибсена “Кукольный дом” Заканчивался насыщенный важными событиями, но относительно спокойный XIX век. Словно в предчувствии будущих исторических ураганов, человечество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты. Уже ничто не могло спасти общество от неотвратимых изменений, но человек должен был устоять, не потерять чувство собственного достоинства, не согнуться под житейским беспорядком. Но вообще, возможна ли защита от судьбы, которая стоит […]...
- О творчестве Ф. Й. Дюрренматта Уже в первых рассказах Дюрренматта, вошедших в сборник “Город”, проявились его литературные ориентиры. К их числу, в первую очередь, относились Кафка, французские писатели-экзистенциалисты, Достоевский, а также Гоголь, в творчестве которого швейцарский драматург особенно высоко ценил “Вечера на хуторе близ Диканьки” и “Записки сумасшедшего”. Уже в ранних произведениях определились ведущие темы творчества Дюрренматта: вины и нравственного […]...
- Характеристика театра Ф. Й. Дюрренматта тесная связь с художественной прозой писателя, прежде всего – с философскими детективами, соединявшими в себе острую интригу, интеллектуальную “задачу”, развлекательные элементы, обличительную критику социальной жизни и постановку глубоких моральных проблем; изображение кризисов в жизни общества, дошедшего в своем нравственном падении до “апокалипсической черты”; моделирование катастрофических ситуаций, обнажающих угрозы и опасности современного мира; сатирическое развенчание стереотипов […]...
- Рассуждение о настоящем искусстве по тексту Осеевой Динка огляделась. Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой (ЕГЭ по русскому) Искусство представлено в виде всех самых прекрасных вещей, которые создавались людскими руками и разумом. Великолепный природный мир наделен нерукотворной красотой, что во все времена впечатляло человека. Следовательно, он, обладая талантом, увековечивал неповторимость моментов жизни. Когда стремишься охватить все шедевры своим разумом и вниманием, то дух захватывает, ведь их сотворили гении, а сохранили и продолжили потомки. […]...
- Тема искупления греха (по роману “Преступление и наказание”) Вся жизнь моя в грехах погребена… В. Жуковский Федор Михайлович Достоевский – писатель-философ, который исследовал в своем творчестве характеры людей, доведенных до “безумия” неустроенностью жизни, своими ошибочными теориями или обстоятельствами, в которых они оказались. Благополучные, уравновешенные люди писателя не интересовали. Человек, “стоящий на краю пропасти”, доведенный до отчаяния, интересует писателя своей психологией: что способствовало тому, […]...
- Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Cтарая Русса… Прежде чем отправиться в Дом-музей Достоевского на берегу реки Перерытицы, пройдемся по этому городу с древней историей. Не только в Новгороде, но и здесь проводятся ежегодные археологические раскопки. Находят здесь и берестяные грамоты. В “Истории государства Российского” Н. М. Карамзин приводит летописное предание об основании города Старая Русса: “Брат Словена, основателя города Словенска […]...
- Помогите написать сочинение на тему: анализ эпизода: третий визит раскольникова к соне (преступление и наказание) Анализируемый эпизод является очень важным в романе ” Преступление и наказание“: именно в нем теория Раскольникова о “властьимущих” сталкивается с покорностью кроткой Сони перед жизненными обстоятельствами. Из сцены встречи Родиона с девушкой мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня, и как Раскольников осознает несостоятельность своей теории. Эпизод начинается с описания комнаты, в которой жила Мармеладова. […]...
- Образ Прекрасной дамы в лирике (Блок Александр) Юлий Айхенвальд в книге “Силуэты русских писателей” назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских “Стихах о Прекрасной Даме”, появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама – образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как […]...
- Образ Прекрасной Дамы и символическое содержание в произведении А. Блока “Незнакомка” Творчество Александра Блока приходится на первые два десятилетия XX века. Он был олицетворением “Серебряного века” русской поэзии. Его литературное наследие многогранное, разнообразное, лирическое. В его стихах много нежности, любви, таинственности. Центральной идеей, которая тонкой нитью проходит через все творчество поэта – это образ Прекрасной Дамы. Все творчество Блока можно разделить на три периода. И первый […]...
- Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. Блока Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. “Стихи о Прекрасной Даме” были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому […]...
- Забвение прошлого губительно для человека? У древних существовала мудрость, согласно которой забвение прошлого для человека грозит его повторением. Эту мысль смело можно назвать одновременно, ценной и актуальной. Бытует мнение, что народ, не помнящий своей истории, теряет шансы на собственное будущее, поэтому и обречен на забвение. Аналогичным образом можно рассуждать о человеке: если он игнорирует уроки своей прошлой жизни, откуда у […]...
- “Судья и его палач” Дюрренматта в кратком содержании Утром 3 ноября 1948 г. Альфонс Кленен, полицейский из Тванна, натыкается на синий “Мерседес”, стоящий на обочине дороги в направлении местечка Аамбуэн. В машине он обнаруживает труп убитого накануне ночью выстрелом в висок из револьвера лейтенанта полиции города Берна, Ульриха Шмида. Он доставляет убитого в полицейское управление, где тот работал. Вести расследование поручается пожилому комиссару […]...
- Писем от Марьяны, старой нашей няньки, ждать не приходилось по Екимову (ЕГЭ по русскому) У любого человека есть потребность быть нужным, чувствовать поддержку. Но в старости многие оказываются вдали от близких. Признаются ли пожилые люди в том, что хотели бы вернуть прежние отношения? Как же человек, живший ради других, существует в одиночестве? Именно над этой проблемой размышляет Б. П. Екимов. Вопрос одиночества стариков особенно актуален в наше время, ведь […]...
- “Авария” Дюрренматта в кратком содержании Альфредо Трапс, единственный представитель фирмы “Гефестон” в Европе, проезжает по небольшой деревушке и прикидывает, как он будет разделываться со своим деловым партнером, который хочет вытянуть у него лишние пять процентов. Его машина, новенький “студебеккер”, глохнет недалеко от автомастерской. Он оставляет машину механику, чтобы забрать ее на следующее утро, и отправляется на ночлег в деревенскую гостиницу. […]...
- Краткое содержание романа Дюрренматта “Судья и его палач” Утром 3 ноября 1948 г. Альфонс Кленен, полицейский из Тванна, натыкается на синий “Мерседес”, стоящий на обочине дороги в направлении местечка Аамбуэн. В машине он обнаруживает труп убитого накануне ночью выстрелом в висок из револьвера лейтенанта полиции города Берна, Ульриха Шмида. Он доставляет убитого в полицейское управление, где тот работал. Вести расследование поручается пожилому комиссару […]...
- Чему может научить опыт прошлого Прошлое есть началом всего настоящего: традиций и обычаев, соблюдаемых многими поколениями наших предков. Невозможно свершиться будущему без прошлого. Чем наполнена наша жизнь сегодня? Каждый человек обладает собственными привычками и придерживается своих устоев. Каждому обществу характерны уникальные традиции и обычаи. Все это собирается много лет. Например, невозможно сыграть свадьбу, не проведя по традиции обряд сватовства, или […]...
- Краткое содержание “Старой столицы” Кавабаты Приемная дочь оптового торговца готовой одеждой Такитиро Сада замечает, что на старом клене, растущем около их дома, распустились два кустика фиалок – они растут в двух маленьких впадинках на стволе старого клена и цветут каждую весну, сколько Тиэко себя помнит. Они кажутся девушке похожими на несчастных влюбленных, которые никак не могут встретиться. Тиэко любуется цветами. […]...
- Фантастический гротеск в творчестве Фридриха Дюрренматта Дюрренматт заметил однажды, что “парадокс – феномен сегодняшнего мышления. Сегодняшняя драматургия – драматургия парадоксов”. Это определение целиком можно применить и к его пьесам. В них парадокс – не просто остроумная игра, а средство приблизиться к болезненным проблемам современной эпохи. “В парадоксальном, – отмечал швейцарский драматург, – показывается действительность”. Дюрренматт писал комедии. Он считал, что лишь […]...
- Краткое содержание пьесы Дюрренматта “Авария” Альфредо Трапс, единственный представитель фирмы “Гефестон” в Европе, проезжает по небольшой деревушке и прикидывает, как он будет разделываться со своим деловым партнером, который хочет вытянуть у него лишние пять процентов. Его машина, новенький “студебеккер”, глохнет недалеко от автомастерской. Он оставляет машину механику, чтобы забрать ее на следующее утро, и отправляется на ночлег в деревенскую гостиницу. […]...
- И. П. Цыбулько Вариант №8 Проблема малодушия и страха, проблема оправдания невнимательного отношения к людям по тексту Гранина Из всей нашей компании после войны остались только мы с Веней (ЕГЭ по русскому) Мы часто бываем равнодушными к окружающим нас людям и к их проблемам. Задумывались ли вы когда-нибудь о проблеме малодушия? Допустимо ли оправдывать свое невнимательное отношение? Так и писатель Даниил Александрович Гранин задумывается над этой проблемой. В произведении автор раскрывает проблему на примере повествования случая из собственной жизни, который произошел через несколько лет после окончания войны. […]...
- Как Вы понимаете значение слова КРАСОТА В старой и грязной венецианской гостинице нельзя было допроситься чернил (ЕГЭ по русскому) Красота – это окружающий нас удивительный и восхитительный мир. Но представление о ней сугубо индивидуально. Кто-то готов жизнь потратить на поиски чистой, потрясающей и недоступной красоты, а другой умеет находить ее повсюду: в заплесневелом мраморе, в застоявшейся воде канала, в рое моли, кружащейся у бархатной занавески… В рассказе К. Паустовского Андерсен представлен именно таким человеком, […]...
- Краткое содержание комедии Дюрренматта “Физики” Действие происходит в начале 60-х гг. XX в. в Швейцарии, в частном сумасшедшем доме “Вишневый сад”. Санаторий, благодаря стараниям его хозяйки, горбатой фрейлейн Матильды фон Цанг, доктора медицины, и пожертвованиям различных благотворительных обществ, расширяется. Строятся новые корпуса, куда переводят наиболее состоятельных и уважаемых пациентов. В старом здании остаются всего лишь три пациента, все они физики. […]...
- Чернобыль не имеет прошлого времени Замечательными видами, щедро урожайными садами, прекрасными лугами прославлялась чернобыльская земля. Но апрельской ночью 1986- го была пропахана граница. С тех пор эта земля стала именоваться зоной – покалеченной, непригодной для жизни местностью. И если от атомной катастрофы вздрогнули сердца всех земляков, то слово “зона” не перестает звучать в этих сердцах уже шестнадцать лет и еще […]...
- Краткое содержание “Пиковой дамы” Пушкина “Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова”. После игры Томский рассказал удивительную историю своей бабушки, которая знает тайну трех карт, якобы открытую ей знаменитым Сен-Жерменом, непременно выигрывающих, если поставить на них подряд. Обсудив этот рассказ, игравшие разъехались по домам. Эта история показалась неправдоподобной всем, включая и Германна, молодого офицера, который никогда не играл, но, не […]...
- Урок. “Там жду я Прекрасной Дамы” Предчувствую Тебя. Года проходят Мимо – Все в облике одном предчувствую Тебя. Блок Ввести наших питомцев в мир блоковской поэзии Это ответственный шаг. Первым урокам желательно придать какой-то особенный колорит. Школьникам откроется глубина поэтического видения, понимания мира у Блока, если будет в классе прочитано учителем достаточное количество стихотворений, желательно в их хронологической последовательности, так как […]...
- Анализ сцены – Визит князя Андрея в дом Ростовых после бала Чтобы рассказать и проанализировать эту сцену, нужно начать немного раньше, а точнее с первой встречи кн. Андрея и Наташи. Наташа и кн. Андрей… Так с чего все это началось? По опекунским делам кн. Андрею надо было видеться с Ильей Андреевичем Ростовым и в середине мая он поехал к нему в Отрадное. И здесь, в Отрадном, […]...
- Визит Чичикова к помещице Коробочке В поэме Гоголя “Мертвые души” очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: “”Мертвые души” произвели много […]...