Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий»

Творческие интересы Ивана Семеновича Нечуй-Левицкого чрезвычайно широки: писателя волновали проблемы украинского крестьянства, жизни украинской интеллигенции, давно отшумевшие события родной истории. Повесть «Князь Иеремия Вишневецкий» переносит читателя в бушующий XVII век, его первую половину, когда шла жестокая борьба украинского народа против господства польской шляхты. Но в центре внимания художника — не героика борьбы, а попытка осмыслить, как стал не только предателем, но даже палачом родного народа князь Иеремия Вишневецкий,

потомок славного украинского рыцаря Байды Вишневецкого.

И надо быть настоящим психологом, чтобы убедительно и мотивировано рассказать о пути к измене.

В начале повести мы видим, что молодой Вишневецкий имел в своем характере потенциальные черты сильного человека, которые он унаследовал от своих предков: он никогда не унижался, привлекал непокорным нравом. Даже сам Винцентий, ректор Львовской иезуитской коллегии, испугавшись силы духа молодого княжича, подумал: «Ой, если бы привлечь этого зверя в свой лагерь, чтобы он там потом не наделал нам хлопот. Боже упаси, как оно время уйдет следом за Криштофом

Косинским и Наливайко». И действительно, намерения ректора осуществились.

Иеремия украинским патриотом не стал, а наоборот, пристал к католической вере, бросил украинский язык и ополячился. Вишневецкий ездил за границу, опьянел от наслаждения быть безмерно богатым, стал эгоистичным и честолюбивым. Всю свою энергию, храбрость, страсть и силу он направил на достижение корыстных целей. Иеремия Украину не любил, потому что народ своих гетманов выбирал демократично, мог даже сбросить, если только они не болели за всенародное дело.

Вишневецкий же стремился к власти абсолютной, ничем не ограниченной: «Украина с гетманством, с казаками мне не приходится по душе. Какая там ничтожная, мерзкая чернота, какие покрова будут надо мной командовать. Не хочется мне стать казацким гетманом, каким был мой дед Байда Вишневецкий». Однако не нравится ему и Польша, она для него — не Родина, а средство в достижении цели.

Есть в повести эпизод, когда Иеремия мыслит как двойной предатель, у которого в голове шевелится мысль: «Теперь в это время я и сам не угадаю, кого я больше ненавижу: или казаков, или магнатов».

В своих мечтах Вишневецкий выступал честолюбивым, и если и вспоминает своего знаменитого предка, — то только потому, что и самому хочется иметь такие почести и всенародную дань. Не горюет Иеремия и от того, что продав веру, не мучают его угрызения совести, Характер своего героя Нечуй-Левицкий подает в развитии: сначала он чужой для Украины, а потом ее палач. Мы видим, что в боях Иеремия чрезвычайно смелый, решительный в получении победы, и при других обстоятельствах он мог бы стать героем.

Однако каждая эта победа страшна своей дикостью и коварством относительно своего народа: «Он… разрушал и жег, словно татарская или давняя монгольская орда». Поступки Вишневецкого ужасно жестокие, он жестоко казнит ни в чем не повинных людей, приносит им мученическую смерть. Иеремия на протяжении повести неуклонно деградирует как человек, даже любовь не смогла вернуть ему человеческий облик, нормальные чувства. В любви к красивой казачке Тодозе Свитайлихе он руководствуется грубой силой, стремлением любыми средствами удовлетворить свою страсть: «Она будет моей, должна быть моей, хоть бы мне пришлось смести с земли и ее дом, и ее жилище…».

Тодозя на свое несчастье полюбила Иеремию, однако эта любовь принесла казачке большую боль, принесла стыд, позор, муки совести. Несмотря на свою любовь, она все же находит в себе силы не совершить подлости, не предать (не выдала Кривоноса, Вовгур и Супруна). Тодозя — совестливый человек, красива и в счастье и в горе.

Проблема чести и предательства является главной в повести. Этот неординарное, захватывающее, глубоко психологическое произведение заставляет нас сегодня задуматься над тем, что человек, который совершил зло, предал свой народ, никогда не будет счастлив и будет проклят потомками. Поэтому помните, что жизнь свою нужно наполнять добром и ради счастья ближнего твоего и во имя нашего молодого государства.

Чтобы никогда никто не мог сказать о нашем поколения словами Шевченко: «Хуже ляха свои дети ее распинают», эту многострадальную Украину.


Проблема чести и предательства в повести Ивана Нечуя-Левицкого «Князь Иеремия Вишневецкий»