«Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого

Общепризнанно, что юмор — «одна из сильнейших, интереснейших особенностей» таланта И. Нечуя-Левицкого. Выразительно, наиболее особенно эта черта творческого стиля писателя показалась в его повести «Кайдашева семья». Нечуй-Левицкий сумел подметить и передать самое особенное в народном характере, в частности, взгляд на жизнь с улыбкой, юмористически-ироническое отношение к сложностям жизни.

Рисуя быт семьи Кайдашей, автор использует средства народной смеховой культуры, взяв из нее не только отдельные элементы, но и идейно-стилевую

многозначность народного смеха. У народнойй культуры смех разный: доброжелательный, шутливо беззаботный, юмористический, лирический, элегический, печальный и даже язвительный, сатирически издевательский. Таким многогранным является смех и в семье Кайдаша.

Первое, что привлекает внимание при чтении «Кайдашевой семьи», — это сочетание лирического и юмористически-сатирического пластов изображения. Тонкий лиризм и искрометный юмор свойственны и языку автора, и речи персонажей. Картины природы, изображенные очень лирично, настраивают на покой, тишину, радостное восприятие мира и этим контрастируют

с беспокойством в семье Кайдашей, усиливают нелепость споров и баталий.

Особенно важен для характеристики персонажей их язык. Некоторые страницы повести звучат в той же тональности, что и лирическая народная песня о любви.

Этот лирически насыщенный материал существует не сам по себе, а в сочетании с юмористическими ситуациями, характеристиками, оценками, то контрастируя с ними, то тесно переплетаясь, перекрещиваясь.

Каждая ситуация в повести имеет двойной смысл. Так, в частности, приключения пьяного Омелька Кайдаша вызывают у нас то доброжелательный, жизнерадостный смех (эпизод со словами: «Женщина! Где ты во вражеского сына дела дверь?»), то грустный, печальный (сцена драки с сыном, когда «старый Кайдаш, как стоял, так и упал навзничь, даже ноги задрал»). Конфликт возник не от бездушия или врожденного эгоизма Карпа, недаром автор дает такую психологическую деталь: Карп «будто одеревенел от того страшного события, которое совершил».

Конфликт был вызван социальными условиями, которые не давали крестьянам жить по-человечески. Пьяные галлюцинации старого Кайдаша вызывают горькую улыбку сквозь слезы.

Смех высекают и языковые партии Кайдашихи, которая на людях, чтобы показать свою близость к господам, употребляла оборот «однако вас», за что и дразнили ее «госпожа экономка».

Но старая Кайдашиха — тоже жертва тогдашней жизни, поэтому ее постоянные драки и ссоры с невесткой, их трагикомические баталии вызывают сатирический смех. И не потому, что все заканчивается трагически ( Мотря свекрови выколола глаз), а потому, что не может быть конца вражды во враждебном для человека обществе.

Остроумные пословицы, поговорки делают яркой авторскую позицию, несут невысказанную тоску по лучшей жизни. Они являются средством осуждения всего того, что деморализует человека, убивает в нем человеческое. Когда и их мало, Нечуй-Левицкий использует прием контраста, несоизмеримости между высоким стилем народно-героического эпоса и ничтожным содержанием ситуации: «Не черная туча из синего моря наступала, то выступала Мотря с Карпом из дома к забору.

Не седая туча дубравой вставала, то приближалась к забору старая Кайдашиха… «. В этих и подобных ситуациях смех — насмешливый, уничтожающий, осуждающий.

Такова природа смеха в повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья».


«Кайдашева семья» И. Нечуя-Левицкого