Проблема долга и чести в “Капитанской дочке”

Проблема долга и чести в “Капитанской дочке” , проблема о верности присяге… Об этом говорится в ро­мане А. С. Пушкина. Роман (бессмертное произведение) был написан в середине 30-х гг.

XIX века, в период наи­высшего расцвета пушкинской прозы; недаром В. Г. Белинский назвал его “чудом совершенства”. Он был задуман поэтом во время его поездки по Орен­бургской и Казанской губерниям, где он собирал ма­териал для своей книги “История Пугачева”. Мысли Пушкина давно уже занимала фигура Пугачева; его привлекала особая, диковатая сила народного вождя, его незаурядная человеческая натура, своеобразная поэзия бунта и казацкой вольницы.

Его Пугачев, бес­спорно, привлекает наше внимание; он показан Пуш­киным с явной симпатией, хотя и не без определен­ной доли иронии и даже насмешки. Но пугачевская тема все же не является в повести главной. Сам пугачевский бунт представляет лишь некий фон, на кото” ром развивается главная тема произведения.

Это П Роблема долга и чести в “Капитанской дочке” , ведь Пушкин не случайно взял в качестве эпиграфа к повести русскую послови­цу “Береги честь смолоду”. Именно эта тема станет определяющей для всего произведения, и все герои повести проходят испытание на верность и предан­ность (как присяге, так и любви). В центре повествования находятся обычные лю­ди: капитан Миронов, более двадцати лет честно тя­нувший армейскую “лямку”, его верная спутница – жена Василиса Егоровна, их дочь Маша. Капитан ко­мандует маленьким гарнизоном Белогорской крепо­сти, затерянной среди бескрайних оренбургских сте­пей.

В эту же крепость был сослан из Петербурга за участие в дуэли молодой офицер Швабрин, в нее же прибывает служить главный герой повести – Петя Гринев, который принадлежит к старинному дворян­скому роду. Его отец был офицером, служил еще при графе Минихе, участвовал в военных кампаниях, и поэтому он воспитал своего единственного сына Пет­ра преданным, честным, верным присяге и хотел ви­деть его офицером.

Главные события в повести происходят во время пугачевского бунта. Крепость оказывается захвачена бунтовщиками, и Пугачев, выдававший себя за царя Петра Третьего, требует от офицеров крепости присяг­нуть ему на верность.

В этот критический момент и раскрывается ис­тинная сущность всех главных героев повести. Капи­тан Миронов, поручик Иван Игнатьевич и сам Петя Гринев отказываются присягать самозванцу, каким для них являлся Пугачев, хотя они знали, что им за :тказ грозит смерть (повешение). Но для них нет ино­го выбора, потому что кодекс чести офицера и русско­го дворянина не позволяет им нарушить свою клятву, присягу даже под страхом смерти.

Капитан Миронов, Василиса Егоровна и Иван Иг­натьевич до конца выполняют свой воинский и чело­веческий долг, не изменяют ни себе, ни присяге, Та же участь грозила и Пете Гриневу, если бы не вмеша­тельство его крепостного дядьки Савельича, который напомнил Пугачеву про подаренный ему ранее (во гремя бурана) тулупчик, и Пугачев, помнивший и це­нивший добро, помиловал Гринева. Духовно близка Гриневу Маша Миронова. Она также погибла бы от рук бунтовщиков, если бы ее не спрятала попадья. Гринева и Машу связывает чувство любви, и оно помогает им преодолеть все встававшие на их пути преграды; разлуку и людскую несправед­ливость, предательство и смертельную опасность.

И в конце концов они соединяются Навечно узами счаст­ливого, многолетнего брака.

Мужество и стойкость этих людей, их верность присяге вызывают у нас чувство искренней симпатии, а вот Швабрин (тоже дворянин и офицер) не выдер­жал этого испытания; он сначала нарушает клят­ву – присягает на верность Пугачеву, а затем перехо­дит к нему на службу, то есть совершает открытое предательство; хотя его в какой-то мере оправдывало то страстное чувство, которое он испытывал по отно­шению к Маше Мироновой. Но все же за свое преда­тельство он несет заслуженное наказание. Таким образом, как мы видим, любовь и счастье лаются тем, кто способен хранить верность и предан­ность, для кого Проблема долга и чести – святое поняте, а не просто слова, кто ради них готов идти на любые испы­тания и даже на смерть.



Проблема долга и чести в “Капитанской дочке”