Природа и искусство в поэзии Пастернака
Как в поэзии Пастернака отражена связь природы и искусства, художественного творчества?
После выхода сборника стихотворений «Сестра моя — жизнь» современники заговорили о Б.Л. Пастернаке как о талантливейшем поэте. Это заглавие раскрывает самую суть мироощущения художника, утверждает единство душевной жизни его и жизни природы, мира в целом. Образы, достойные художественного воплощения, существуют повсюду — на улице, в доме, в лесу.
Критики отмечали, что Пастернак совершенно не приемлет предвзятое отношение к искусству,
Восприятие природы сливается у поэта с процессом вдохновения. Об этом Пастернак говорит уже в своем раннем стихотворении «Февраль. Достать чернил и плакать!..».
Тема этого произведения — предчувствие приближающейся весны. Природа здесь — это ливень, «грохочущая слякоть», «тысячи грачей» на деревьях, черные проталины. Это внешний план стихотворения. Внутренний план — процесс пробуждения поэзии:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая
Лирический герой этого стихотворения, проникнутый ощущением приближения весны, обретает способность слагать «стихи навзрыд». Приближающаяся весна, само ожидание ее рождает в душе лирического героя сильные эмоции. В начале и финале стихотворения звучит мотив слез, рыданий.
В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.
Основной цвет этого стихотворения — черный (грачи, чернеющие проталины, чернила). Этот тон задан уже в первой строфе («Достать чернил и плакать!»). Таким образом, уже здесь обозначается противостояние зимы и наступающей весны.
Поэт использует здесь различные средства художественной выразительности: эпитеты («грохочущая слякоть», «сухую грусть»), метафору («Пока грохочущая слякоть Весною черною горит», «И ветер криками изрыт»).
В стихотворении «Все наденут сегодня пальто…» также состояние природы соответствует душевному состоянию лирического героя, который «ненастьями запил». Осеннее солнце кажется ему таким же грустным, как и его любимая:
Засребрятся малины листы,
Запрокинувшись кверху изнанкой,
Солнце грустно сегодня, как ты,-
Солнце нынче, как ты, северянка.
Та же самая тематика присутствует в стихотворении Пастернака «Определение поэзии». По мысли поэта, процесс творчества включает в себя все явления окружающей действительности и природного мира:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это ночь, леденящая лист,
Это двух соловьев поединок.
Поэт использует здесь необычные эпитеты («круто налившийся свист», «на трепещущих мокрых ладонях»), олицетворение («Все, что ночи так важно сыскать На глубоких купаленных доньях», «Этим звездам к лицу б хохотать»).
Полное растворение жизни поэта в природных явлениях мы видим в стихотворении «Снег идет». С картиной падающего снега сливаются здесь и цветы герани на окне, и ступени черной лестницы, и чердак, и «убеленный пешеход», и «удивленные растенья», и «перекрестка поворот». Ощутимо звучит здесь мотив кружения, снежной круговерти.
Затем мотив этот плавно переходит в размышления лирического героя о круговерти жизни. Время быстротечно, оно подобно кружению метели, напористому зимнему снегопаду:
Снег идет густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
И опять явления природы здесь сближены с процессом творчества. Слова в поэме подобны снегу, годам жизни.
Основные цвета этого стихотворения контрастны, поляр- ны. Это черный и белый. И в этом заключена определенная символика.
Жизнь, по мысли поэта, — это чередование хорошего и дурною. Эта символика проявляется и в образах произведения. Так, «убеленный пешеход» — это умудренный опытом человек, проживший жизнь одинокий странник. Пускающиеся в полет «черной лестницы ступени» — это виражи, которые предлагает человеку его судьба.
Они не всегда благоприятны, желательны для нас. «Перекрестка поворот» — также символ жизненных перипетий, судьбоносных, роковых обстоятельств, ситуаций.
Поэт использует в этом стихотворении эпитеты («белым звездочкам», «черной лестницы», «в заплатанном салопе»), метафору («Потому что жизнь не ждет»), риторические вопросы («Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?»).
Таким образом, природа порождает в поэте вдохновенье, она — неизменный спутник творческого процесса.