Стихотворение Б. Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать…”

1. Особенности лирики Б. Пастернака.
2. Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать…”.
3. Тема поэта и поэзии в стихотворении.
Начав творческий путь с ориентации на символистов, Борис Леонидович Пастернак испытал и влияние футуризма, особенно в синтаксисе. Он был подготовлен профессионально как музыкант, как художник и философ. Это не могло не сказаться на его творчестве, оригинальном в своей форме и содержании.

В контексте всей русской литературы Пастернак был необычным явлением: посвятив себя поэзии, он боготворил ее. Поэт приписывал творчеству способность вознести человека над прозой жизни. Уловить каждое мгновение движущегося мира, постичь единство мира человека и мира природы и передать это в стихах вот цель, которую ставил в своем творчестве поэт Борис Пастернак.

Он, вливая экспрессионизм в классическую поэтику, мог передать каждую ноту настроения или состояния человека изображением природы.
Ранние стихотворения, к которым принадлежит и знаменитое “Февраль. Достать чернил и плакать…” (1912) из сборника “Начальная пора”, показывают нам главные особенности пастернаковской лирики. Это особое восприятие мира, в котором один предмет легко приобретает свойства другого, а чувства могут быть переданы с помощью ассоциаций, метафор, эмоциональности поэта.

В 1913 году “Февраль. Достать чернил и плакать…” публикуют в коллективном сборнике “Лирика”. Оно стало первым напечатанным стихотворением Бориса Пастернака.

Позже автор изменяет его, предложив новую редакцию в “Избранном” 1945 года, но потом, одиннадцать лет спустя, снова изменяет, возвращаясь к первой редакции. Стихотворение начинается очень эмоционально:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
С первых же строчек видно угнетенное, тоскливое состояние лирического героя, который, в сущности, являлся прямым олицетворением самого поэта, переживающего мучительное рождение стихов. Ведь он собирается не просто писать стихи, а “плакать навзрыд”, называет дождь “грохочущей слякотью”, которая тревожит его душу, а весну черной. Казалось бы, какой дождь может быть в феврале?

Но мы должны помнить о том, что природа для поэта не фон для изображения переживаний, Пастернак всегда рисует не просто картину природы, а состояние души. Состояние природы раскрывает состояние самого героя очень полно и ярко. Пастернак всегда точно указывает в стихах даже время года, ведь природа, автор и герой гармонично составляют для него единое целое, проникая друг в друга.

Если в стихотворении февраль, значит, февраль прежде всего в душе поэта. Вслед за этим мы читаем о мечте автора о будущей весне. Именно ее приближение пробуждает поэта к творчеству.

Единственное, чего он желает в таком состоянии Это чтобы ливень смог заглушить его слезы.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт…

Это стихотворение максимально насыщено образами. Путешествие через время к весне говорит нам о том, с каким нетерпением герой ждет ее. Неожиданная ассоциация, когда грачей на ветках поэт сравнивает с обугленными грушами, еще больше помогает нам понять его безысходное, гнетущее настроение.
Стихотворения, рожденные в подобном порыве разочарования, не предназначенном для творчества, особенно пронзительны. Поэт, затрагивая актуальную для него тему творчества, поэта и поэзии, пишет о том, что он переживает, о чем “плачет” чернилами. И поразительно, что из такой грусти и уныния возникает вдохновение, и пишутся неповторимые стихи.

В финале заметно какое-то успокоение.
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Это утверждение о важной случайности стихов можно понять как желание Пастернака писать по вдохновению, утверждение обязательной свободы творчества. Но безысходность и тоска присутствуют здесь отчасти потому, что поэт досадует на ограничение этой свободы. Строки вдохновения, настоящие стихи, рождаются случайно, в одно мгновение, и этому они обязаны своей красотой и точностью.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Стихотворение Б. Пастернака “Февраль. Достать чернил и плакать…”