Поэтический мир Бориса Пастернака

Поэтический мир Бориса Пастернака предстает перед нами во всем своем богатстве – богатстве звуков и ассоциаций, которые открывают нам давно знакомые предметы и явления с новой, порой неожиданной стороны. Поэзия Пастернака – это отражение личности поэта, выросшего в семье известного художника и талантливой пианистки. Известна любовь Бориса Пастернака к музыке – ему даже прочили композиторское будущее, но смыслом его жизни стала поэзия.

Первые публикации его стихов относятся к 1913 году. В следующем году выходит первый сборник поэта

“Близнец в тучах”. Пастернак входил в небольшую группу поэтов “Центрифуга”, близкую к футуризму, но попавшую под влияние символистов.

К своему раннему творчеству он относился критически и впоследствии, ряд стихотворений было переработано. Надо сказать, что Пастернаку в целом свойственно отношение к поэзии как к напряженной работе, требующей полной самоотдачи: “Не спи, не спи, работай, не прерывает труда, Не спи, борись с дремотой, Как летчик, как звезда… Не спи, не спи, художник, Не придавайся сну Ты – времени заложник У вечности в плену”.

Уже в первые годы творчества у Пастернака

проявляются те особенности его таланта, которые полностью раскрылись в дальнейшем: поэтизация “прозы жизни”, внешне неярких фактов, философские раздумья о смысле любви и творчества, жизни и смерти. Борис Пастернак вводил в свои стихи редкие слова и выражения – чем меньше слов было в книжном обороте, тем лучше это было для поэта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ранние стихи Пастернака после первого прочтения могут остаться непонятными. Для того чтобы вникнуть в суть образов, созданных поэтом, нужно знать точное значение написанных им слов.

А к их выбору Пастернак относился с большим вниманием. Он хотел избежать штампов, его отталкивали “затертые” поэтические выражения. Поэтому в его стихах мы часто можем встретить устаревшие слова, редкие географические названия, конкретные имена философов, поэтов, ученых, литературных персонажей.

Своеобразие стихотворного стиля Пастернака проявляется также в необычном синтаксисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде бы обычные слова, но их размещение в строфе необычное, и поэтому стихотворение требует от нас внимательного чтения.

Но какую экспрессивность придает такой синтаксис поэтическому тексту! В стихотворении “Метель” речь идет о путнике, который заблудился, о метели, что увеличивает безысходность его пути. Душевное состояние путника передают обычные слова, но именно чувство тревоги, растерянности звучит в том необычном ритме стихотворения, что придает ему своеобразный синтаксис.

Оригинальны и ассоциации Пастернака. Они непривычны, но именно благодаря этому действительно свежие. Они помогают описываемому поэтом образу раскрыться именно так, как он его видит.

В стихотворении “Старый парк” сказано, что “карающие стаи девятки разлетаются с деревьев. А дальше находим такие строки: “Зверской боли крепнут схватки, Крепнет ветер, озверев, И летят грачей девятки, Черные девятки треф”.

Образный ряд этого стихотворения глубже, чем может показаться на первый взгляд. Поэт использует здесь трехчленные сравнения: грачи – девятки треф – самолеты. Дело в том, что стихотворение написано в 1941 году, в пору, когда не названные в нем самолеты летали девятками, и их порядок напомнил поэту девятки треф и грачей.

В сложных ассоциативных рядах – своеобразие поэзии Пастернака. М. Горький писал по этому поводу Пастернаку: “Много впечатляющего, но часто трудно понять связи ваших образов и утомляет ваша борьба с языком, со словом”. И еще: “Иногда я печально чувствую, что хаос мира одолевает силу вашего творчества и отражается в нем именно как хаос, дисгармония”. В ответ Пастернак писал: “Я всегда стремился к простоте и никогда к ней стремиться не перестану” В зрелой лирике поэта действительно есть ясность выражения, сочетающаяся с глубиной мысли: “Во всем мне хочется дойти до самой сути.

В работе, в поисках пути, в сердечной смуте. К сущности прошедших дней, до их причины, до основания, к корням, к сердцевине. Эволюция, произошедшая с поэтом, была естественным путем художника, желающего во всем дойти “до самой сути”.

Постижение духовного мира человека, законов развития общества, природы является главным в творчестве Бориса Пастернака. Во многом, его стихи служат поводом для размышления над вопросами жизненного уклада. Вот, например, отрывок из стихотворения “Вокзал”:

Вокзал, не спаленный ящик Моих встреч и разлук, Испытанный друг и указчик, Начать – не исчислить заслуг…”.

Живописная и звуковая выразительность стиха, индивидуальная неповторимость образной системы – таковы характерные черты поэзии Пастернака. Этот поэт узнаваем. Он и талантливый художник, и умный собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что его творческий путь был нелегким: его осуждали, травили (после написания романа “Доктор Живаго”).

В те дни Пастернак напишет: “Я пропал, как зверь в загоне: где люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу хода нет. Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красотой земли моей”.

Признанием большого литературного таланта Бориса Пастернака оказалось награждение его в 1958 году Нобелевской премией “За выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Тогда Пастернака заставили отказаться от этой премии. В 1989 году она была возвращена поэту посмертно.

Можно с уверенностью сказать, что литературное наследие Бориса Пастернака имеет важное значение не только в российской, но и в мировой культуре.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Поэтический мир Бориса Пастернака