Сочинение-анализ стиха Б. Пастернака “Определение поэзии”
Борис Пастернак родился и возрастал в семье, атмосфера которой была наполнена творчеством. Отец – Леонид Пастернак – академик живописи, мать – Розалія Пастернак-Кауфман – прекрасная пианистка, ученица знаменитого А. Рубинштейна. Гостями Пастернаков бывали Л. Толстой и Ключевский, Рахманинов и Скрябин, Серов и Врубель. Поэту пророчили поприще композитора, его музыкальным произведениям дал одобрительную оценку сам Скрябин.
Но Пастернака огорчало отсутствие абсолютного музыкального слуха, этой способности угадывать высоту любой
Они пока злы, относительно слова у Бориса был безупречный внутренний слух. Литературная жизнь десятых лет XX ст. поражало своим разнообразием. Юный поэт присоединился к футуристической группировке “Центрифуга”.
В сборниках этой группировки печатал свои стихи и статьи, не придерживаясь сурово поставленных футуристами рамок и требований. Немного спустя Пастернак познакомился с В. Маяковским,
И футуристы, и “лефивци” привлекали поэта прежде всего установкой на обновление поэтического языка, на художественный эксперимент. Впрочем, в дальнейшем своем развитии он отошел от юношеских вкусов, прокладывая в поэзии собственный путь.
Одним из стихов, которые обозначены чертами увлечения Пастернаком футуризмом, есть “Определения поэзии”, что входит в цикл “Занятие философией” со сборника “Сестра моя – жизнь”. Автор всем своим естеством ощущает поэзию в окружающем мире. Она звучит для него в вещах: птичьем свисте, ночным заморозки, в стручке гороха, в капле росы.
Природа и искусство в воображении поэта объединяются в одно целое. В грохоте пожилой грозы поэт слышит радостную музыку Моцарта. Картину грома Пастернак изображает с помощью аллитерации: накопление звука “р” (“Фигаро низвергается градом на грядки”) передает грохот грозы. Образ ливня создает ощущение перетока музыки в поэзию, поэзии – в музыку.
Поставив рядом будничные вещи – грядки гороха – и приподнятые – музыку, автор достигает впечатления единства земного и небесного. Используя распространенную метафору, поэт изображает таинственную, преисполненную поэзии ночь, которая окутала землю. Стих насыщен непривычными метафорами, сравнениями: “двух соловьев поединок”, “слезы вселенной”, “площе досок в воде – духота”, “звездам к лицу хохотать”.
Строки стиха будто набегают один на один, образовывая отвесный поток образов, красок, звуков, света. Начиная “определение” поэзии из мелких деталей, автор постепенно наращивает их и расширяет картину к космическим масштабам: свист – ледышек – соловьиное пение – грядка гороха – капля воды в лопатках – грозовой дождь – звездная ночь – Вселенная. Необыкновенной есть и синтаксическое строение стиха.
В нем преобладают именительные, безличные, неполные предложения. Поэт говорит будто чем-то пораженный человек, у которого слова вырываются будто стихийно, сами по себе.
“Определение” поэзии Пастернак не случайно связывает с весной и летом, так как именно эти поры года символизируют пробуждение и цветение природы. А поэзия призвана пробуждать в человеке наилучшие чувства, давая возможность расцветать ее души.