Читая Пастернака

За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отраженных строф, –
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.
Анна Ахматова. “Борис Пастернак (Поэт)”

Слово о поэте

Урок начинается с чтения эпиграфа. Эмоцио­нальный рассказ учителя о поэте должен сопровождаться чтением стихов, отрывков из автобиографического очерка “Люди и положения”,

показом портретов поэта разных лет. Ученики составляют план услышанного, дома он может быть дополнен подробностями жизненного и творческого пути Пастернака – датами, названиями стихов и сборников, цитатами.

Вечность и современность в стихах о природе, любви, поэзии

Изучение стихотворений Пастернака можно организовать в группах.

Группа 1. Любовь. “Красавица моя, вся стать…”

1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?

2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу”

мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?

3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?

4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?

Группа 2. Природа. “Весна в лесу”

1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?

2. Найдите в стихотворении прозаизмы.

Какова их смысловая роль?

3. Объясните роль метафор и олицетворений.

4. Докажите, что стихотворение философское.

Группа 3. Поэзия. “Во всем мне хочется дойти…”

1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.

2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюбленного человека запечатлены в чувствах лирического “я”?

3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?

4. В чем видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?

Закончить урок можно прослушиванием записи романса на стихи Б. Л. Пастернака “Единственные дни” в исполнении братьев Мищуков или чтением стихотворения “Быть знаменитым некрасиво…”.

Философская глубина лирики Б. Л. Пастернака

Конечно, говорить о возможности постижения философской глубины стихов Пастернака на этом обзорном уроке не приходится, однако мы вполне можем объяснить ученикам хотя бы следующее: Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа – две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии – залог бессмертия человеческого духа. Выбранные нами для урока стихи хорошо подтверждают эти мысли.

Вариант записи основных положений рассказа учителя


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 3.00 out of 5)
Loading...

Читая Пастернака