План сочинения — Мастерство психологизма в романе Толстого «Война и мир»
Мастерство психологизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
I. Вступление
Психологизм — подробное и глубокое воспроизведение в литературном произведении внутреннего мира человека. (Подробнее см. Словарик.) Толстой — один из крупнейших писателей-психологов не только в русской, но и мировой литературы. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни.
Поэтому наиболее психологичны образы главных героев «Войны и мира»: Пьера Безухова, Андрея Болконского,
II. Главная часть
1. Для изображения внутреннего мира персонажей Толстой пользуется разными приемами психологизма, которые позволяют ему проникнуть в душу человека с удивительной глубиной:
а) психологический анализ. (См. Словарик.) Часто Толстой раскрывает внутренний мир своих героев как бы со стороны; он видит в их переживаниях то, что сами герои увидеть не могут. Автор анализирует и объясняет читателю причины того или иного психологического состояния. (Чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление
б) внутренний монолог. (См. Словарик.) Толстой передает поток мыслей и переживаний персонажа, имитируя естественное, литературно не обработанное течение психологических процессов, достигая тем сильного эмоционального воздействия на читателя, (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов и др.);
в) «диалектика души» (термин Н.Г. Чернышевского; см. Словарик).
Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями и т.п. Это способствовало усилению правдоподобия в раскрытии психологического мира личности, повышало глубину психологического изображения, усиливало эмоциональное воздействие на читателя. (Психологическое состояние Пьера Безухова в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере);
г) психологические детали. Толстой использует главным образом психологический портрет, для того чтобы раскрыть определенные внутренние состояния души человека (портрет Пьера перед дуэлью с Долоховым, портреты «маленькой княгини» и княжны Марьи и т.п.);
д) особые формы психологического изображения: сны (Андрей Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения) и др.
III. Заключение
Использование разных форм психологизма позволяло Толстому раскрыть внутренний мир своих персонажей с исключительной глубиной и живостью. Благодаря этому усиливалось эмоциональное воздействие на читателя: мы сопереживаем героям Толстого, принимаем горячее участие в их судьбе, напряженно следим за их нравственным развитием и т.п.
- План сочинения — Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление В той всеохватной картине мира, которую нарисовал Толстой в своем романе, разумеется, нельзя было обойтись без женских характеров. В «Войне и мире» их довольно много, причем Толстой умеет индивидуализировать каждый образ, показать его неповторимую особенность. Основные женские персонажи, наиболее важные для раскрытия авторской позиции […]...
- План сочинения — Семейная тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Семейная тема в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление Проблема семьи волновала Толстого всегда. В семье он видел начало общей, «роевой» жизни, противопоставленное индивидуализму. Следуя общему принципу композиции произведения — антитезе, — семьи в романе Толстой также противопоставляет. II. Главная часть 1. В романе «Война и мир» изображены несколько семей, и все они […]...
- План сочинения — Народ и дворянство в романе Толстого «Война и мир» Народ и дворянство в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» I. Вступление 1. Народ и дворянство — основные сословия в России первой половины XIX века, поэтому внимание к ним Толстого не случайно. 2. И народ и дворянство были неоднородны; в «Войне и мире» эта неоднородность отражена в полной мере. II. Главная часть 1. Образ народа […]...
- Мастерство художественной детали в романе Толстого «Война и мир» Грандиозное художественное полотно романа-эпопеи «Война и мир» вбирает в себя самые разнообразные художественные приемы и средства, одним из которых является деталь. Мастер психологического анализа, Толстой раскрывает перед читателем «диалектику души» своих героев, фиксируя наше внимание на важнейших моментах с помощью характерных деталей. Психологический портрет у Толстого динамичен, поскольку должен выявить связи внутреннего мира человека и […]...
- План сочинения — Искания Пьера Безухова (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир») Искания Пьера Безухова (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») I. Вступление 1. Пересказать всю биографию Пьера в сочинении невозможно, поэтому выбираются ключевые моменты в его развитии. 2. Основные направления исканий Пьера: желание быть внутренне довольным собой, стремление к соединению с людьми и к служению им, освобождение от ложных чувств и понятий (см. план на […]...
- Мастерство психологического анализа в романе Л. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. «Люди как реки», «человек текуч» — вот что лежит в основе взглядов Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств писатель […]...
- Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. «Люди как реки», «человек текуч» — вот что лежит в основе взглядов Л, Н, Толстого на человека. […]...
- Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Л. Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень точны и психологически верны в своих авторских оценках, прежде всего — по отношению к героям своих произведений. Так, в лучших героях романа «Война и мир» его создатель подчеркивает простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, найти высокий смысл в своем существовании. Толстой считает, что главное в […]...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в рассказах Чехова Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова I. Вступление Художественная деталь — минимальная образная подробность в художественном произведении. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основным жанром в прозе Чехова был рассказ, то есть малая форма. (Подробнее о жанре рассказа см. Словарик.) Это требовало от писателя исключительной емкости художественной детали. Мастерство Чехова и заключается прежде […]...
- Дружба в романе Война и мир Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В романе- эпопее «Война и мир» дружба предстает перед нами как одна из самых главных жизненных ценностей. Мы видим дружбу Николая Ростова и Денисова, Наташи и княжны Марьи, Андрея Болконского и Пьера Безухова. Отношения двух последних героев наиболее глубоко исследованы писателем. При различии характеров и темпераментов мы видим […]...
- ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и изменчивости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. […]...
- План сочинения — Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя Мастерство художественной детали в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя I. Вступление Художественная деталь — это минимальная выразительная изобразительная подробность. Из деталей складываются образы людей, природы, жизненного уклада и т.п. (Подробнее см. Словарик.) II. Главная часть 1. Основная функция художественных деталей — создавать образ человека и одновременно показывать авторское отношение к тому или иному характеру: а) детали […]...
- ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» Изображение великосветского общества в романе (вечер в салоне А. П. Шерер). Разоблачение фальши и неестественности общества. Конфликт Андрея Болконского и Пьера Безухова с обществом. Сцены из жизни московского высшего общества (сцены борьбы за наследство графа Безухова). Развлечения «золотой» молодежи (история с квартальным). Портрет героя как средство характеристики его внутреннего мира. Анализ фрагментов: т.1, ч. 1, […]...
- План сочинения: Барин и мужик в произведениях Толстого и Салтыкова-Щедрина Барин и мужик в произведениях Л.Н. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина. I. Вступление Взаимоотношения барина и мужика всегда интересовали русских писателей, но после реформы 1861 года эта тема приобрела особую актуальность. II. Главная часть 1. У Толстого и у Салтыкова-Щедрина показан конфликт между барином и мужиком, объективно складывающиеся противоречия между дворянином и крестьянином. Для Толстого это […]...
- Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Да здравствует весь мир! Л. Н. Толстой Если поставить вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то, видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставленными два лагеря тогдашней России — […]...
- Психологический портрет в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и «диалектики души» человека. Ему было свойственно изображение «текучих», сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Особую роль в […]...
- Наташа Ростова и Пьер Безухов в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека. Наташа Ростова. Одной из главных героинь в […]...
- Тема счастья в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Замечательный советский писатель А. П. Гайдар в чудесной детской книге «Чук и Гек» говорит: «Что такое счастье, каждый понимал по-своему». Да, счастье у каждого свое, и герои романа Л. Н. Толстого тоже ищут свое счастье. В системе ценностей Толстого важное место занимает семья. Это тот маленький островок в жизни человека, на котором его всегда ждут, […]...
- Сны в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Лев Николаевич Толстой уделял исключительное внимание духовной жизни человека. В романе «Война и мир» писатель достигает высшего мастерства в изображении внутреннего мира своих героев. Одним из средств раскрытия тончайших душевных движений, перемены настроений, возникновения или нарастания чувств являются сны, которые видят персонажи произведения. Все сновидения в романе «Война и мир» не случаены, им отведено строго […]...
- Тема сочинения: Уроки патриотизма в романе «Война и мир» Герои Толстого умеют так глубоко чувствовать, наделены таким даром взаимопонимания, что нередко им не нужно даже слов (обычный мотив лирики Фета и Тютчева). Достаточно вспомнить встречу Николая Ростова с Соней, когда он назвал ее «Вы Соня», «но глаза их, встретившись, сказали друг другу «ты» и нежно поцеловались», или реакцию Наташи на объяснение в любви князя […]...
- Как в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого решается вопрос о роли личности в истории? Согласно Л. Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из множества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечественная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела «общую жизнь». Какие народные типы рисует Л. Н. Толстой в романе «Война […]...
- План сочинения: Тематика и формы авторских отступлений в романе Пушкина «Евгений Онегин» Тематика и формы авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Авторские отступления — это Внесюжетный элемент композиции произведения, в котором выражается авторская личность (подробнее см. Словарик). Авторские отступления имеют большое значение в композиции пушкинского романа. Благодаря им создается образ автора (см. Словарик); в них затронуты те сферы русской жизни, которые не имеют […]...
- Женские образы в романе Л. Толстого «Война и мир» Женская тема занимает важное место в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», ведь у женщины есть свое особое предназначение, данное самой природой: она прежде всего мать, жена. Для Толстого это бесспорно. Мир семьи — это основа человеческого общества, и хозяйка в нем — женщина. Образы женщин в романе раскрываются и оцениваются автором с помощью […]...
- План сочинения на тему: Проблема воспитания в романе Пушкина «Евгений Онегин» Проблема воспитания в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» I. Вступление Главная проблема (см. Словарик) пушкинского романа — состояние и судьбы русской национальной культуры начала XIX века. Воспитание — основа формирования культуры, отсюда важность этой проблемы в романе. Воспитание в широком смысле слова — формирование личности. II. Главная часть 1. Дело целенаправленного национального воспитания и образования […]...
- Роль портретной характеристики в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» стал ценным вкладом в сокровищницу мировой классической литературы. Это произведение имеет большой объем, его отличает протяженность во времени (с 1805 по 1821 годы), в центр внимания читателей автор ставит исторические факты (война 1805-1807 годов, Отечественная война 1812 года), героями являются реальные исторические личности. Меня же больше привлекают в […]...
- Тема красоты и мира человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» В романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой утверждает, что у каждого человека есть свой мир и мировосприятие, а значит, и восприятие красоты. Писатель раскрывает внутренний мир своих героев, показывает их духовную красоту, которая проявляется в непрерывной внутренней борьбе мыслей и чувств. Наташа Ростова, любимая героиня писателя, тонко чувствует добро, правду, красоту человека, искусство, природу. […]...
- Два женских образа в романе Л. Н. Толстого? Война и мир? Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: «Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». В чем причина непреходящего интереса к знаменитому роману? Война и мир?? В нем изображено множество человеческих судеб, разных характеров, плохих и хороших. Именно […]...
- Психологический роман Толстого «Война и мир» Философскому, историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» присущи также и черты романа психологического. Одним из главных свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые — статичны. Психологический рисунок последних предельно прост, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все […]...
- Мысль народная в романе Л. Толстого «Война и мир» Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этого роман. Так, замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это […]...
- Образ Наташи Ростовой в романе Л. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысяч страниц романа. Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли […]...
- Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Мысль семейная в романе. Жанровое своеобразие романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» определяет широту и разнообразие тематики произведения, на фоне которой одной из центральных становится тема семьи, т. к. именно она, по мысли писателя, является основой основ. Подробно изучает автор романа «анатомию» трех семей: Болконских, Ростовых и Курагиных. Семья Болконских. Л. Н. Толстой представляет […]...
- Назовите средства психологизма 8. Назовите средства психологизма, которые использует И. А. Гончаров. Психологизм — подробное изображение в литературе внутреннего мира персонажа, его чувств и мыслей. Формами и приемами психологизма являются внутренний монолог, психологический анализ, деталь художественная. В предложенном мне для анализа отрывке из романа Гончарова «Обломов» в качестве средства психологизма используется лишь художественная деталь. Она присутствует в описании […]...
- Тема личного счастья в романе Толстого «Война и мир» Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа — все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. «Войну и мир» можно назвать поэмой […]...
- Наташа Ростова. «Счастье, надежда, свет» (о романе «Война и мир» Л. Н. Толстого) Среди многих действующих лиц романа одна Наташа вызывает у автора чувство самой глубокой и неизменной симпатии. Она стала своеобразным эталоном, так как помогает писателю оценивать нравственные качества других персонажей. Так, например, в сравнении с простотой и естественностью Наташи, с ее органичной народностью и искренним патриотизмом, чуткостью и неистребимой любовью к людям, особенно отчетливо видны отрицательные […]...
- Образ Пьера Безухова в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» Пьер Безухов — один из главных героев романа-эпопеи Льва Толстого «Война и мир». В этом произведении более пятисот персонажей, но яркий образ Пьера Безухова нельзя не выделить среди остальных героев. Изначально свой великий труд граф Толстой хотел посвятить судьбе дворян, участвовавших в восстании 1825 года, но впоследствии писатель решил вернуться к более раннему этапу развития […]...
- «Нравственный идеал в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне. И. Кант План. Мое понимание нравственного идеала. Нравственный идеал в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Центральная идея романа. Духовные искания Пьера Безухова. Духовные искания князя Андрея. […]...
- Духовные кризисы Пьера Безухова и Николая Ростова в романе Толстого «Война и мир» Толстой назвал «Войну и мир» «книгой о прошедшем». Посвященная Отечественной войне 1812 года, эта книга была начата вскоре Крымской войны, и в ней отозвались многие важнейшие современные вопросы. Роман был начат в 1860 году. А печатанье «Войны и мира» первым отдельным изданием завершилось в 1869 году. Целое десятилетие труда было положено на великую книгу. Роман […]...
- Образ Пьера Безухова в романе Толстого «Война и мир» Образ Пьера Безухова — в сюжете романа-эпопеи «Война и мир» занимает одно из главных мест. В данном произведении насчитывается более пятисот различных персонажей, но наиболее яркий и значимый это — образ Пьера Безухова. Первоначально Толстой планировал в своем романе, осветить жизнь и судьбу дворян из высшего общества. Которые приняли участие в восстании декабристов 1825 года, […]...
- Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Льва Толстого «Война и мир» Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, […]...
- Испытание смертью в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой реализует несколько целей. Одна из них — показать развитие, «диалектику души» героев произведения. Можно отметить, что, следуя этой цели, писатель подвергает персонажей испытаниям: испытанию любовью, испытанию семейной и светской жизнью, испытанию смертью. Последнего испытания не избежал почти никто из главных героев. Смерть приходит в жизнь каждого […]...