Как в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого решается во­прос о роли личности в истории?

Согласно Л. Н. Толстому, история творится не отдельными, даже сверхгениальными личностями, а волей народа. Из мно­жества отдельных воль складывается дух нации, от которого и зависит исход исторических событий. Это доказала Отечествен­ная война 1812 года, когда перед иноземной угрозой вся нация объединилась и обрела “общую жизнь”.

Какие народные типы рисует Л. Н. Толстой в романе “Вой­на и мир”?

Л. Н. Толстой показывает разных представителей народа. Но он отмечает два полярных типа национального характера. Один – способные

на бунт (богучаровские мужики), другой – непро­тивленцы (Платон Каратаев).

Между ними – созидатель, мастер на все руки Тихон Щербатый, отважная старостиха Василиса, староста Дрон.

Какие взгляды Л. Н. Толстого воплотились в образе Пла­тона Каратаева?

В образе Платона Каратаева Л. Н. Толстой воплотил мораль идеализируемого им патриархального крестьянства и теорию “непротивления злу насилием”. Каратаев оставляет впечатление благообразия и простоты, своеобразной душевной гармонии. В его облике постоянно подчеркивается округлость как признак завершенности.

style='margin:5px 0;'>

Он убежден, что все происходит по велению Божь­ему, потому ничему не надо сопротивляться, надо принимать мир таким, каков он есть. Основное в поведении Платона Кара­таева – пассивность и созерцательность. Хотя Л. Н. Толстой пода­вал образ Каратаева как положительный пример, но он же по­казывает, что солдаты не восхищаются Каратаевым, относятся к нему даже снисходительно. Не пассивные Каратаевы выиграли войну с французами.

Каратаев – толстовский идеал полного рас­творения в общей жизни, тип “роевого человека”.

Что Л. Н. Толстой называет “скрытой теплотой патрио­тизма”?

В Отечественной войне 1812 года проявилась духовная сила и стойкость народа, его истинный патриотизм, который не нуж­дался ни в пышных словах, ни в красивых жестах. Все как один человек понимали, что “под французом нельзя было”, все на­правляли свои действия против врага – это и было тем источни­ком победы, который Л. Н. Толстой назвал “скрытой теплотой патриотизма”.

Каково значение противопоставления Наполеона и Куту­зова?

Л. Н. Толстой признавал роль личности в истории, но считал, что она только тогда определяет историческое движение, когда ее воля совпадает с волей ее народа. Именно эта философия от­разилась в антитезе Наполеон – Кутузов. По Толстому, нет и не может быть величия там, где нет простоты, добра и правды.

На­полеон же эгоистичен, честолюбив, для него люди ничего не значат – это только фигурки в разыгрываемых им партиях. Сол­даты его интересуют только как средство достижения личной славы. В отличие от него, Кутузов не думает о собственной славе. Он умеет уловить общее направление народного духа и напра­вить его на победу.

Кутузов живет по нравственным критериям народа. Именно благодаря соединению воли народа и искусства Кутузова Наполеон впервые ощутил приближение разгрома. Рус­ские войска сначала одержали нравственную победу, а затем и историческую военную.

Каково значение понятий “внутренний человек” и “внеш­ний человек”?

Понятия “внутренний человек” и “внешний человек” рож­даются в сознании Пьера Безухова в период разочарования его в масонстве. “Внутренний человек” – это “душа в жизни”, народ­ное чувство, естественность. “Внешний человек” – “лишнее”, прах и мертвенность души, искусственность. Воплощение “внут­реннего человека” – Кутузов, “внешнего” – Наполеон.

Каков толстовский идеал женщины?

Идеал толстовской женщины вырисовывается из эпилога ро­мана “Война и мир”. Интересы Наташи сосредоточены только на доме, детях, муже. Л. Н. Толстой – противник женской эмансипации.

Его идеал женщины близок патриархальным представле­ниям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого решается во­прос о роли личности в истории?