От мечты — к реальности?

О стихотворении А. Блока «Незнакомка»
1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озерках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В. Соловьева о вечной женственности явилась философским началом символизма.

Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти

от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание «бесконечности в конечном», подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.

Иванов, З. Гиппиус, А. Белый, М. Волошин и многие другие поэты.

Первым серьезным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблен в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о «Мировой душе», о «сродстве

душ», обреченных на вечные поиски друг друга, о «вечной женственности» как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме».

В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л. Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошел конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрел реальные черты.

Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянен любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина).

В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения — вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея — встреча со своей возлюбленной, которая предстает перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражен, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

Бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

Образ автора:

Образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение — повествование с элементами рассуждения («иль это только снится мне?»), повествование ведется от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: «вижу берег очарованный и очарованную даль»; анаколуф: «перья страуса склоненные».

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг — детский визг, очарованный берег — очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

Воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

Правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют ее шелка, очи цветут.

Сравнение:

Пьяницы с глазами кроликов.

Эпитеты:

Тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

Дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

Анафора:

И каждый вечер.

Звукопись:

Скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздается детский (женский) визг.

Живопись:

Золотится крендель булочной.

Прием монтажа (показать авторскую позицию):

Дачи — ресторан — столик, где сидит незнакомка.

Размер:

Четырехстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

Образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моем стакане отражен), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чье-то солнце вручено), влюблен. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

Имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка — реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами — неземное создание.


От мечты — к реальности?