Анализ стихотворения “Незнакомка” Блока А. А

Стоит произнести имя А. Блока – и тотчас же возникают в сознании его строки: “И каждый вечер в час назначенный…” И это не случайно. “Незнакомка” не только одно из лучших стихотворений поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики. Во втором томе “трилогии” – томе “антитезы”, где лирический герой погружается в хаотический мир повседневности, стихотворение это не одиноко. Сам поэт среди произведений, близких “Незнакомке”, называл: “Там, в ночной завывающей стуже…”, “Твое лицо бледней,

чем было…”, “Шлейф, забрызганный звездами…”, “Там дамы щеголяют модами…” и лирическую драму “Незнакомка”.
В первых шести строфах “Незнакомки” перед читателем возникает картина обывательских буден, разгулявшейся пошлости, написанная поэтом с нескрываемым отвращением: “пыль переулочная”, “испытанные остряки”, гуляющие с дамами не где-нибудь, а “среди канав”, “пьяницы с глазами кроликов”. На улицах – “окрики пьяные”, над озером – “женский визг”. Здесь и природа предстает в неприглядном виде.

Даже луна лишена привычного романтического

ореола и “бессмысленно кривится”, а весенний воздух “тлетворен”, “дик и глух”.
Именно бытовая достоверность рисунка дает повод некоторым литературоведам говорить о “Незнакомке” как о некой вехе на пути поэта к реализму. Однако следующие шесть строф по содержанию и поэтике составляют столь очевидный контраст первой части, что подобные утверждения теряют смысл. Здесь все возвышенно и прекрасно, таинственно и очень условно.

Даже немногие как будто бы реальные приметы Незнакомки (“девичий стан, шелками схваченный”, “в кольцах узкая рука” и др.) лишь намечают некий силуэт, но не вступают в противоречие с другими, более отвлеченными характеристиками (“дыша духами и туманами”, “и веют древними поверьями ее упругие шелка” и др.). Под траурными перьями шляпы, за темной вуалью не видно лица. Здесь нет разгадки – лишь намеки, представленные в системе символов, едва приоткрывающих замысел поэта (“и вижу берег очарованный/ и очарованную даль”, очи синие, бездонные // цветут на дальнем берегу”).

Они не поддаются однозначному толкованию и могут быть осмыслены лишь в контексте всей поэзии А. Блока.
Из всего сказанного очевидно, что главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью, который составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком-символистом на всем протяжении его творчества. В “Незнакомке” резкое противопоставление двух частей находит выражение на нескольких уровнях: образной системы; лексики, звуковой организации стиха и т. д. Только ритмический рисунок (четырехстопный ямб с редким для этого размера чередованием дактилической и мужской рифм) остается неизменным. Звуковое же оформление каждой части подчеркивает их контрастность и, несомненно, связано с содержанием.

Сравним начала первой и второй частей.
По вечерам над ресторанамиГорячий воздух дик и глух…
Здесь перед нами сознательное нагромождение трудно произносимых согласных (пвчрм ндрстнм / грч вздх дк глх и т. д.) и “нерегламентированное” использование ударных гласных (аа / аоиу / аоа / эоу и т. д.). Нарочито нестройному звучанию первой части противостоит гармония второй:
И каждый вечер в час назначенный(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным (л, м, н, р), оттеняя их шипящими и свистящими (ч, ш, с), напоминающими о шуршании шелка. Одновременно он обращается к повторам гласных, добиваясь напевного звучания стиха (например, в первых двух строфах ударные – аэаа / иэоиэ / иааа / аиэ / иэаа / ауа / аиа и т. д.). Впрочем, чтобы услышать и прочувствовать все это, надо прочитать стихотворение вслух.
Нам осталось сказать только о последней, 13-й строфе: здесь завершается тема лирического героя, тема “поэт в страшном мире”. Она введена, как и две другие (“страшного мира” и “Незнакомки”), повтором “И каждый вечер…”, который, выполняя существенную композиционную роль, несет и большую смысловую, философскую нагрузку. Духовность и бездуховность, пошлость и человечность, прекрасное и безобразное, добро и зло противостоят друг другу, отрицают друг друга не только каждодневно (“каждый вечер”), но и всегда, из века в век.

Внешне, может быть, неотличимый от окружающих, герой на самом деле отчужден и одинок (“И каждый вечер друг единственный // В моем стакане отражен…”). Его упования, его представления об истинном и прекрасном несовместимы с действительностью. Мир, рождаемый его фантазией (в ресторанном ли мареве, во сне ли), лишен конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Ho это – его “сокровище” – единственное спасение от мертвечины окружающего, возможность остаться самим собой, остаться живым.

И этот мир, одухотворенный образом Незнакомки, поэт дарит читателям.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения “Незнакомка” Блока А. А