Очерки творчества Толстого
А. Толстому предстояло пройти несколько кругов исканий, прежде чем по-настоящему открыть тему революции. На этом пути очень важен цикл произведений, в котором писатель саркастически прощается со своим эмигрантским прошлым (рассказ «В Париже»).
В повести «Похождения Невзорова» ощутимо увлечение писателя жанром приключений, хотя тон задает острая социальная сатира. В те же годы М. Зощенко разделывался с обывателем средствами комической новеллы; В. Катаев, М. Булгаков, П. Романов разоблачали его в рассказах и фельетонах; готовились
У А. Толстого свой подход к этой теме и своя позиция — комическая фабула, в которой важную роль играет гротескная ситуация, строится на прекрасном знании дореволюционного мещанства. Центральный герой повести конторщик Иван Семенович Невзоров — заурядный петербургский мещанин, мелкий проходимец. Его мечта о славе и богатстве ограничена
Однако в сложной, неустроенной, противоречивой обстановке первых революционных лет невзрачный служащий преображается. Он убивает и грабит богатого антиквара, попеременно выдает себя то за титулованную особу, то за солидного негоцианта, а то и просто за свободного интеллигента. Невзоров (под какой бы маской ни выступал), ощущая себя богачом, энергично рвется к власти.
Ему уже мало робкой мечты служащего, поддерживаемой некогда чтением светской хроники. Преуспевающему дельцу-авантюристу мерещится корона императора, он подхлестывает себя мыслью, что и Наполеон «тоже был из мещан».
Но героя повести преследуют неудачи. Тонкий ланцет сатирика углубляется в святая святых владельца «наморщенного лобика» и последовательно вскрывает хищнические вожделения Невзорова. Ирония пронизывает все повествование — от характеристики центрального персонажа до картин и образов пестрой толпы разбитой и деморализованной контрреволюции.
Прошедший через все унижения эмигрантской жизни (от шпиона контрразведки до организатора тараканьих бегов) «кандидат» в Наполеоны, «герой» блестящей светской хроники становится владельцем публичного дома.
- Краткая хроника жизни и творчества Толстого А. Н 1882 г., 29 декабря (10 января 1883 г. н. ст.). Родился в городе Николаевске Самарской губернии в семье помещика, графа Николая Александровича и Александры Леонтьевны (урожденной Тургеневой) Толстых. 1901 г. После окончания реального училища поступил на механическое отделение в Петербургский технологический институт. 1905 г. Литературный дебют: в газете «Волжский листок» (Казань) опубликовано стихотворение «Далекие». 1906 […]...
- Глубокий психологизм и нравственность творчества Толстого Глубокое знание тайных движений психологической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особую физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта. Н. Г. Чернышевский План 1. Глубокий психологизм творчества Л. Н. Толстого. 2. Искусство отображения внутреннего мира героев. 3. Неоднозначность образов персонажей Л. Н. Толстого. Лев Николаевич Толстой — это писатель, который […]...
- «Очерки Боза»: ранние повести Диккенса «Улицы, улицы, улицы…» Бегут по ним маленькие рассыльные в больших цилиндрах, с тоской поглядывая на черствые пирожки в булочной; мчатся кебы — наемные кареты, фургоны, спешат к богатым заказчицам модистки и корсетницы, самые «разнесчастные создания» в городе — так плохо с ними обращаются. Взгляд Боза зорко подмечает и каждую забавную мелочь. Вот на улице показался […]...
- Особенность творчества Л. Н. Толстого Описание событий в романах и других произведениях Толстого определяется нравственно-философской проблематикой. Главным объектом познания является жизнь человеческой души. Социальные противоречия современной ему действительности Толстой показывал с нравственных позиций патриархального крестьянства. Одна из кардинальных идей его творчества — нравственное совершенствование, которое рассматривалось как условие возрождения человека и общества. Важнейшей особенностью творчества Толстого является «диалектика души», которая […]...
- Казанский период творчества Толстого Как и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между собой молодая и сильная воля к жизни и ясное внутреннее сознание того, что есть подлинные и мнимые ценности. В нем борются между собой его внешнее, […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Л. Н. Толстого Впервые понятие «диалектика души» применительно к толстовскому психологизму ввел известный русский писатель, мыслитель и литературный критик Н. Г. Чернышевский. В статье, посвященной ранней прозе Толстого, он дал следующую характеристику этого принципа: «Внимание графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли развиваются из других; ему интересно наблюдать, как чувство, непосредственно возникающее из […]...
- «Губернские очерки» и «История одного города» Салтыков-Щедрин — оригинальный писатель, занимающий особое место в русской литературе. В своем творчестве он показывал социальные недостатки общественного устройства России, рисовал жизнь без прикрас, но не только давал свод пороков и злоупотреблений, но и едко высмеивал их. Салтыков-Щедрин работал в жанре социальной сатиры. Во времена, когда в России властвовала цензура, высмеивать недостатки правителей и чиновников […]...
- Технологическая карта к изучению творчества Толстого, Достоевского, Тургенева в 10-м классе От редакции Технологическая карта — интересный опыт планирования занятия по литературе. У нее несколько особенностей. Во-первых, технологическая карта в отличие от поурочного планирования позволяет учителю более четко спланировать работу на уроке, акцентируя внимание учащихся на самых важных историко — и теоретико-литературных понятиях. Во-вторых, определяя, какие умения необходимо сформировать у учащихся, технологическая карта способствует рациональному формулированию […]...
- Рассказы и очерки Олексы Петровича Стороженко Рассказы и очерки О. Стороженко напоминают устные рассказы, временами они очень похожи на пересказанные народом исторические события. Это реальное переплелось с фантазией многих пересказчиков. В 1850-1863 гг. О. Стороженко служит чиновником для особенных поручений при киевском генерал-губернаторе Д. Бибикове. Служба вынуждала его не раз выезжать на Киевщину, Волынь, Подолье, Полтавщину, в Таврию и в другие […]...
- Очерки о войне Фраермана Для Фраермана и для его героев война — это прежде всего непрестанная напряженная и самоотверженная работа. Рассказывая об отважном бойце, о его подвиге, писатель непременно укажет его мирную профессию, обратит особое внимание на его прилежность и трудолюбие, и сам подвиг предстает как умное, смелое, мастерское деяние. У его героев всегда умелые руки, зоркий глаз, умная […]...
- Рассказы и очерки Платонова военного времени Новым поворотом в его творчестве стала война. Рассказы и очерки Платонова военного времени — лучшее из того, что было создано советской прозой в эти годы. Война описана в них как поединок живой души народа с бесчеловечными силами небытия, извечную борьбу жизни с силами распада и гибели. Самое страшное в войне — рассечение, уничтожение связей между […]...
- «Губернские очерки» Щедрина (1856-1857) Продолжая начатое Гоголем в «Мертвых душах», а отчасти и Герценом в «Кто виноват?», Щедрин выявил губительное воздействие самодержавно-крепостнических отношений на жизнь русского общества. Изображая провинциальный город Крутогорск, Щедрин с помощью очевидца-рассказчика дает «обозрение» жизни всех слоев его населения. Губернский город становится воплощением гражданской жизни всей самодержавно-бюрократической империи. А. губернская власть выступает как преступная бюрократическая клика, […]...
- Очерки бурсы Николай Герасимович Помяловский Очерки бурсы (1862-1863) Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился «период насильственного образования», когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать «закон великовозрастия» — по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие […]...
- Очерки бурсы — Николай Помяловский Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился «период насильственного образования», когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать «закон великовозрастия» — по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие не могут найти себе места. Ходят […]...
- Краткое содержание Очерки бурсы Н. Г. Помяловский Очерки бурсы Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился «период насильственного образования», когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать «закон великовозрастия» — по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, и он может стать писцом, дьячком, послушником. Многие не […]...
- Как создавались очерки Гончарова «Фрегат «Паллада»? В письмах Гончаров подробно рассказывал своим друзьям о своих впечатлениях и наблюдениях, обо всем интересном, что он видел. «Писать письма к приятелям, — признается он одному из друзей, — для меня большая отрада». По его просьбе друзья сохранили письма, и они, в ряде случаев, оказались набросками к очеркам. Как секретарь экспедиции, Гончаров вел судовой журнал […]...
- Очерки бурсы (1862 — 1863), в сокращении Все произведения в сокращении этого автора Молотов. Повесть (1861) Очерки бурсы (1862 — 1863) Огромная грязная комната училища. Занятия кончились, и бурсаки развлекаются играми. Совсем недавно кончился «период насильственного образования», когда все, независимо от возраста, должны были проходить полный курс наук. Теперь начал действовать «закон великовозрастия» — по достижении определенного возраста бурсака исключают из школы, […]...
- Поэзия и драмы раннего творчества Гюго В области поэзии молодой преобразователь в это время одерживает решительные победы. Вышедший в 1829 г. сборник его стихов «Восточные мотивы» — живое свидетельство преимущества новой, романтической поэзии. Французы еще не слышали таких стихов. В них и знойное небо Испании, и мечети Востока, и ленивое качание гамака, и стремительный полет фантастических горных духов — джиннов. И […]...
- Годы эмиграции и возвращение в Россию Толстого А. Н Годы эмиграции. Осенью 1918 года писатель с семьей уехал на Украину, в Одессу, но и в это сложное время не прервал творческой деятельности. Там он начал работу над повестью «Граф Калиостро» и пьесой «Любовь — книга золотая». Из Одессы Толстой отправился в Париж. Сразу по прибытии писатель начинает работу над романом «Хождение по мукам», переработанным […]...
- Деятельность Толстого-публициста (Творчество А. Н. Толстого (1883-1945)) Возвращение на родину становилось для А. Толстого насущной необходимостью: жить без родной почвы он не мог. В открытом письме Н. В. Чайковскому, который был одним из руководителей белой русской эмиграции, Толстой изложил мотивы своего решения: «Хоть гвоздик собственный вколотить в потрепанный бурями корабль». В недавно опубликованных мемуарах писателей-эмигрантов говорится еще об одном немаловажном соображении, побудившем […]...
- Григорий Гуковский. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Краткое изложение текста Об Авторе Гуковский, Григорий Александрович (1902-1950) — выдающийся советский литературовед. Специалист по истории русской литературы XVIII и XIX вв., пушкинист; кроме того, занимался проблемами методики преподавания литературы. Основные исследования: «Очерки по истории русской литературы и общественной мысли XVIII века» (1938), «Русская литература XVIII века» (1939), «Пушкин и русские романтики» (1946), «Пушкин и проблемы реалистического стиля» […]...
- Интересные подробности жизни и творчества Ф. Г. Лорки Ведущая идея творчества Гарсиа Лорки была сформулирована еще в его дебютной пьесе «Волшебство бабочки»: «За маской Любви всегда скрывается Смерть». В «Поэме о канте хондо» Лорка обратился к упомянутой в названии разновидности андалузского музыкально-песенного фольклора, в котором архаичная мелодика, первозданные ритмы, пронзительный лиризм, околдовывающий голос певца, трепет гитары, раскаленные страсти, резкая боль и всепоглощающая тоска […]...
- Общий обзор творчества Рэя Брэдбери Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Полное имя — Реймонд Дуглас. Дед и прадед Рэя, потомки первопоселенцев англичан, которые прибыли в Америку в 1630 году, в конце XIX века издавали две иллинойские газеты. Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери. Мать — Мари Эстер Моберг, шведка по происхождению. С раннего […]...
- «Новая Элоиза» Льва Толстого («Казаки») Странно будет, ежели даром пройдет это мое обожание труда. Л. Толстой Для Толстого как писателя, для проблематики и поэтики его произведений характерно резкое противопоставление городской, светской и деревенской, близкой к природе жизни. Контраст искусственного городского и естественного деревенского, природного, впервые резко обозначенный в «Казаках», составляет главное содержание повести «Семейное счастье», очень многое определяет в «Войне […]...
- Шекспировский вопрос. Периодизация творчества В 16-17 вв. Англия становится мировой державой. В 15 в. — объявили протест католичеству и назвали себя сторонниками Англиканской церкви. Несколько лет длилось противостояние Англии и Испании. После победы над испанцами становится самой богатой страной. Большая часть земли передается под пастбища. Помещики сгоняют крестьян =» пауперы (безработные). 1564-1616. Около 1587 — переселился в Лондон. Работал […]...
- Герои и героини творчества Шекспира Шекспир создал героев и героинь, наделенных чертами духовно богатой живой личности. Вместе с тем он показал характеры своих героев в развитии. Эти художественные нововведения обогатили не только искусство, но и понимание природы человека. Драматические шедевры Шекспира в значительной мере затмили его творчество как эпического и лирического поэта. А тем временем эта часть шекспировского наследия представляет […]...
- Творческое наследие А. Н. Толстого Алексей Николаевич Толстой прошел сложный жизненный путь. В годы первой русской революции он — студент Петербургского технологического института. Тут он столкнулся с революционными настроениями, участвовал в студенческих сходках, демонстрациях, хотя в политике разбирался слабо. Столица давала ему много культурных впечатлений, знакомств с литераторами, людьми искусства. Все сильнее сказывается влечение к литературе, и поэтому после окончания […]...
- ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА А. С. ПУШКИНА (1799-1837) Своеобразие пушкинской эпохи. Лицейский период (18111817гг): богатство мотивов в лирике Пушкина этого периода (мотив дружбы, любви, природы, наслаждения жизнью, гражданские мотивы). Усвоение жанров поэзии, сложившихся в русском и западноевропейском классицизме и романтизме. Петербургский период(1817-1820гг) время становления творческой индивидуальности поэта. Расширение тематического диапазона. Поиски своего стиля, разрушение старых жанровых канонов. Сближение книжного и разговорного языков в […]...
- Краткий обзор творчества В. Астафьева В. Астафьев родился в 1924 году в Красноярском крае. Детство было трудным. Когда ему было 8 лет, погибла мать. Она утонула в Енисее. Памяти матери, Лидии Ильиничны, он посвятил повесть «Перевал». В. Астафьев побывал беспризорным, воспитывался в детдоме. Здесь у него пробудили любовь к писательству. Одно его школьное сочинение признано лучшим. У этого сочинения очень […]...
- Особенности творчества А. И. Куприна Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского […]...
- «Сороковые роковые…» (обзор творчества) Тех, которые, мало заботясь о славе. Были первыми в каждом бою. Знали мы… Ю. Друнина «Каждый художник приходит в искусство прежде всего с правдой собственного опыта, с собственным пониманием и объяснением мира», — писал Василий Владимирович Быков. Великой школой жизни стала для будущего писателя война, на которую он попал совсем молодым и достойно прошел ее […]...
- Общий эскиз творчества Распутина В. Г. Распутин родился в 1907 г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы — драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема — в России происходит разрушение общинных […]...
- Сочинение на тему: МОТИВЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы и символику. В первую очередь, обращают на себя внимание эпиграфы, не только ко всему произведению, но и к отдельным главам. В лаконичной форме они раскрывают главную мысль, свеобразный нравственный урок, который читатели могут извлечь из прочитанного. Так, например, эпиграф к повести представляет собой сокращенный […]...
- Краткий обзор творчества Куприна Александр Иванович К У Прин (произношение Купр И Н неправильное) тоже начинал как писатель школы «Знание», но его литературная личность достаточно оригинальна, чтобы заняться им отдельно. Он родился в 1870 г., учился в Москве в кадетском корпусе, несколько лет был армейским офицером. Основной темой его ранних рассказов была армия. Он изображает армию в ортодоксальной «оппозиционной» […]...
- Художественная летопись времени (обзор творчества) …Придет ли времячко (Приди желанное!). Когда народ не Блюхера И не милорда глупого, Белинского и Гоголя С базара понесет? Н. Некрасов Творчество Николая Васильевича Гоголя далеко выходит за национальные и исторические рамки. Его произведения открыли широкому кругу читателей сказочный и светлый мир героев повестей из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», суровые и вольнолюбивые характеры […]...
- ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ(1809-1852) Этапы биографии и творчества Н. В. Гоголя. Детские впечатления, основывающиеся на восприятии двух культур: украинской и русской. Учеба в Нежинской гимназии. Первые литературные опыты. Переезд в Петербург, попытка найти приличную государственную службу или поступить на сцену, провал обеих попыток. Служба чиновником в Департаменте государственного хозяйства и публичных зданий и в Департаменте уделов. Литературный дебют «Ганц […]...
- Главная тема творчества Василя Быкова Школьное сочинение по повести Василя Быкова «Сотников». Василь Быков в своем творчестве в основном освещал военные темы, но в его произведениях мало батальных сцен, описаний эффектных исторических событий, зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Поэтому я решил написать сочинение о защитнике Родины на примере повести Васи-ля Быкова «Сотников». […]...
- Гражданский пафос творчества Гоголя Высокая гражданственность творчества великого русского писа-теля Николая Васильевича Гоголя проявилась прежде всего в разо-блачении всего, что попирает свободу человеческой личности, не дает человеку созидательно трудиться и жить. С негодованием гово-рит Гоголь о бесчеловечном вельможе из «Повести о капитане Ко-пейкине» («Мертвые души»). Этот холодный равнодушный министр в ответ на просьбу инвалида Отечественной войны 1812 года о […]...
- Основные темы творчества («Молох», «Олеся», «Поединок») А. И. Куприн в лучших своих произведениях отразил бытие различных сословий русского общества конца XIX — начала XX столетия. Продолжая гуманистические традиций русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, Куприн был чуток к современности, к ее актуальным проблемам. Литературная деятельность Куприна началась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он пишет стихи, […]...
- Периодизация творчества Шекспира (1564 -1616) Вильям Шекспир (1564 — 1616) — центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы. Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца. Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром. […]...