Периодизация творчества Шекспира (1564 -1616)
Вильям Шекспир (1564 – 1616) – центральная фигура английского Возрождения и мирового искусства в целом. Его отличает размах мысли, широта кругозора, энциклопедичность, диалектика жизненных потрясений, проникновенное чувство природы. Родился в городе Стрэтфорде-на-Эйвоне в семье ремесленника и торговца.
Обучался он в местной школе, в 18 лет женился, перебрался в Лондон, где связал свою судьбу с театром.
С 1597 г. работал в театре “Глобус” в качестве актера и драматурга. В 1612 г.
Шекспир покинул Лондон и поселился в своем родном городе.
I период (1590-1600) Оптимистический. Сонеты (/592-1598)Комедии и исторические хроники. “Сон в летнюю ночь”, “Венецианский купец”, “Много шуму из ничего”, “Как вам это понравится”, “Двенадцатая ночь”, “Ричард III”, “Ричард II”, “Генрих IV”, “Генрих V”. Трагедии “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь”. Вера в возможность гармонии человека и мира.
Вера в возможность развития ренессансной личности. Зло не носит глобального характера, оно победимо
Хроники (основная тема – феодальная смута 14-15 вв., война Алой и Белой розы. Рассматриваются вопросы о власти, церкви, взаимоотношениях четырех сословий, повествуется о крушении человеческого в человеке (образ Ричарда III) . Ричард 2 упоен мыслю о божественном происхождении своей власти, Ричард 3 посредством ряда убийств и преступлений достигает престола и обуздывает феодалов – Макиавелли), “Ромео и Джульетта” и “Юлий Цезарь” (переходный период).
II период (1601-1608). Трагедии.
“Гамлет” (1601), “Отелло” (1604), “Макбет” (1605), “Король Лир” (1605) и др. Осознание трагических противоречий человеческого бытия и их неразрешимость. Это результат углубления философских воззрений Ш. И развития Ренессанса вообще.
Зло носит всеобъемлющий характер.
Можно преодолеть его проявление, но не его само (что я сказала-то?). Самые умные, одаренные люди гибнут под натиском темных сил, типы и характеры эпохального значения. III период. Романтический(1609-1612).
Трагикомедии (пьесы с остро драматическим содержанием, но счастливым концом).
Эстетика барокко. Трагизм преодолевается с помощью стоической морали. Сказочные мотивы.
Персонажи-маски. Счастливые развязки – результат случая. В “Буре” он не изображает типичные жизненные положения и борьбу страстей.
Он уносит зрителя в воображаемый мир.
На первый план выступают представители молодого поколения – добрые и чистые существа, охваченные взаимной любовью, не способные к злу и жестокости. Ее фабула послужила Шекспиру предлогом для синтетического изображения человечества, показанного в его главнейших типах, начиная от воплощения первобытной дикости в лице Калибана и кончая благородным мудрецом Просперо.
Но все эти образы – как людей, так и духов, обрисованы несколько схематично, в манере, близкой к старинным моралите. Главная пронизывающая всю пьесу мысль – то, что надо смотреть на жизнь философски, с глубокой терпимостью и великим терпением, веря, что все должно окончиться хорошо. В финале пьесы Просперо, осуществив свои планы, расстается со своими чарами, отказавшись от власти над духами. В этом – высшее моральное торжество Просперо.
Однако мотив этот имеет и более общее значение. Его следует связать с печальным предсказанием Просперо о том, что “пышные дворцы и башни… и самый шар земной когда-нибудь исчезнут”, ибо “мы сами созданы из сновидений, эту нашу маленькую жизнь Сон окружает”…
В этом сказывается ощущение ограниченности человеческого существа. Так к этой оптимистической по существу пьесе примешиваются скептические и пессимистические тона, но на этот раз носящие характер спокойной примиренности.