Общий эскиз творчества Распутина

В. Г. Распутин родился в 1907 г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести “Деньги для Марии”) вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений.

К людям приходят деньги, т. е. отношения начинают

основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема породила социально-нравственную. Распутин констатирует, что произошла смена ориентиров. Взаимоотношения людей уже не строятся на доверии, честности – они осложняются экономическими параметрами.

Изменение экономической системы в стране, разрушение старых законов – вот о чем говорит нам эта повесть. Также мы отчетливо видим и экзистенциальную проблему – человек одинок, не способен в одиночку решить все.

Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: “Последний срок”, “Живи и помни”, “Пожар”,

“Прощание с Матерой”. Критика заявляет о появлении новых типов персонажей – “распутинские старухи”. Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом.

Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом. Проблему советской прозы 70-х гг. отражают такие повести писателя как: “Последний срок”, “Живи и помни”, “Пожар”, “Прощание с Матерой”.

Критика заявляет о появлении новых типов персонажей – “распутинские старухи”. Писатель намеренно обращается к пожилым персонажам. Он берет за основу бунинскую группу пожилых персонажей, так как ставит перед собой художественную задачу увидеть атмосферу общества через сознание людей с опытом.

Через восприятие стариков можно увидеть духовную жизнь общества, считает писатель. Автор показывает, что в современном обществе произошел распад человеческих связей, каждый живет своим эгоизмом.

Распутин по праву считается наследником традиций Бунина (“Сухая трава” Бунина). Здесь мы наблюдаем философию круговорота бытия у Бунина – в уходе человека создается некое просветленное начало. Бунин показывает, что смерть человека – не конец жизни, а этап круговорота бытия; таким образом, автор вписывается этой идеей в христианский контекст. То же самое мы видим и у Распутина.

Старуха Анна прощается с детьми, но смерть она не ощущает как трагедию. Трагедия здесь – в распаде человеческой общности (в том числе и в “Деньгах для Марии”).

Автор из бытовой ситуации создает символ, насыщенный философско-метафизическим содержанием, показывая, что уход героини означает момент некой катастрофы для жизни в целом (название “Последний срок” также отражает это, имеется в виду “бытийный срок”).

В повести “Живи и помни” важен изображаемый автором внутренний конфликт героини – разрыв между домом и любовью. Ситуация изначально не может быть разрешена. Главная героиня Настена берет на себя всю тяжесть неразрешенного противоречия (самоубийство, утопилась в Ангаре).

Казалось бы, решение может быть найдено, однако есть и надсюжет. Распутин – мастер физиологических описаний. Видя судьбу второго главного героя Андрея, видя, как Распутин изображает процесс превращения человека в животное, кажется, что у читателя появляется способность почувствовать, как автор тонко передает каждый звук, обострение слуха, зрения у одичавшего Андрея. Сюжет становится более динамичен, конфликт – заостреннее, он приобретает черты нравственно-философского конфликта.

Распутин считает, что случайно или не случайно человек может выпасть из общества. Каждый человек должен соблюдать нормы человеческого рода. Если правила рода нарушаются, то человек превращается в животное.

Здесь Распутин прав с точки зрения народной философии. Таким образом, мы видим, что автор создает условия художественной лаборатории. “Проза художественно эксперимента” появляется в 70-е гг. (повесть нравственного эксперимента). В этой прозе Распутин обнаруживает признак дидактизма, авторская позиция сильно выражена, он выступает в роли наставника, учителя.

Здесь – наследие толстовской традиции у Распутина. Суровая, строгая учительская проза, дидактизм, экзистенциальность – вот свойства распутинской прозы. автор активно эксплуатирует символические образы. Это наиболее ярко проявилось в повести “Прощание с Матерой.

Символична сама сюжетная ситуация (остров на реке, постройка ГЭС. Деревня подлежит затоплению. Имеется сюжетный ход, содержащий в себе зародыш метафизических идей.

В этой сюжетной ситуации содержится идея апокалипсиса.

Распутин постепенно усиливает традиции и приводит нас к соответствующим выводам.

Дарья – главная героиня повести, которая единственная остается на острове. Весх остальных переселяют в поселок. Автор детально показывает последние дни острова, как Дарья прощается с родными на кладбище.

В процессе сюжета Распутин усиливает разные символические образы. Это усиление происходит в унисон с потоплением острова. Символичность повести: 1) Дарья моет избу – символ ситуации, 2) дерево – символизирует незыблемость традиций, 30 кладбище – здесь героиня думает о себе в контексте человеческой истории, представляет себя во главе журавлиной стаи (вершина человеческой цепи).

Все эти образы играют на впечатление читателя.

Вопрос о религиозности раскрытия. Распутин – религиозный писатель (хотя при советской власти о религиозности вообще не шла речь). Религиозность проявляется в различных мотивах текстов и образах.

Например, в мотиве смерти (“Последний срок”) здесь старуха разговаривает со смертью как с подругой В повести “Пожар” Распутин создает историю апокалипсиса. В этой повести присутствует мотив дидактической интонации, возникает проблема взаимоотношений художественности и публицистичности. Распутин-публицист доминирует здесь над Распутиным-художником.

После этого Распутин стал писать меньше. Следует указать на следующие заключительные этапы его творчества.

В цикл рассказов “Век живи, век люби”, роман “В ту же землю”. Действие романа происходит в постперестроечную эпоху. Автор романа намеренно снижает статус героини. Она еле-еле сводит концы с концами, работая посудомойкой в столовой.

У героини умер муж, ей не на что его хоронить. Здесь автор выражает свой протест против общества, государства, церкви. Присутствует и боготворческий мотив: Бог – жизнь, не церковь. Последняя книга писателя “Сибирь, Сибирь” – представляет собой публицистическое произведение с элементами лиризма.

Здесь Распутин выступает как защитник природы, отчетливо видна роль писателя как общественного деятеля.

В. Г. Распутин – консерватор. Он защитник нравственно-духовных традиций. Пытается сохранить принципы национальной этики, статус человека, его связи с людьми.

Автор видит разрушение народной этики и традиций. Во всех своих произведениях писатель ратует за сохранение национальных традиций и корней; его можно назвать патриотом. Особое, характерное для Распутина, заключается в том, что все свои представления о жизни он воплотил в художественных образах и огромную роль отводил символическим образам.

Его герои – люди, накопившие жизненный опыт и воспринимающие жизнь сквозь его призму. Творчество писателя характеризуется также соединением художественного и публицистического начал. Публицистичность нарастала, шла по восходящей, диктовала своеобразие художественной интонации (назидательность, дидактизм, учительский тон).

Это – общий эскиз творчества Распутина.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Общий эскиз творчества Распутина