Идейно-художественные особенности повести В. Распутина “Прощание с Матерой”
Литература 1960 – 1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу “малой родины”, к народным нравственно-этическим идеалам. Произведения такого плана назвали “деревенской прозой”.
Повесть В. Распутина “Прощание с Матерой” (1976) – одно из самых значительных, вершинных произведений деревенской прозы. Конкретная жизненная ситуация приобретает здесь обобщенно-символическое значение. Жанр произведения можно определить как философскую притчу.
О судьбе родины, всей земли,
Матера – это остров на Ангаре, где уже триста с лишним лет живут люди, из поколения в поколение возделывая плодородную сибирскую землю, в изобилии дающую им хлеб, картошку, корм для скотины. Создается впечатление вековечной жизни: старухи на острове уже не помнят в точности своих лет.
Когда приходит время, с Матерой они прощаются, как с живым существом. Ее уход старожилы объясняют вмешательством неразумной человеческой воли в естественный ход вещей, в разумное жизнеустройство. Исчезновение Матеры равносильно концу света. Но все это
Особенно тяжело переживает происходящее Дарья Пинигина, “самая старая из старух”. Она “видит на память” всю историю Матеры.
Образ Дарьи, мне кажется, – самая большая удача Распутина. Он уникален по своему драматическому психологизму и философичности.
В мыслях Дарья всегда обращается к предкам, которые жили и умерли, чтобы подготовить жизнь новых поколений, которые оставили им свой духовный опыт. Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил материнцев “нечистью” из санэпидстанции становится для Дарьи и других старожилов Матеры настоящей бедой. По их мнению, это признак полного одичания человека.
Таким образом, один из основных философских смыслов повести заключается в том, что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Распутин устами своей героини, Дарьи, говорит о важнейших вещах – сохранении памяти, корней, традиций.
Память Дарьи не смыть водами Ангары. Она даже избу свою, в которой жили многие поколения предков, провожает в последний путь, как живую, отмывая и беля в последний раз.
Писатель показывает, как от поколения к поколению связи с Матерой ослабевают. Пятидесятилетний сын Дарьи Павел уже не уверен, правы ли старики в своей яростной защите острова, а его сын Андрей ведет с бабкой спор о техническом прогрессе. В дальнейшем существовании острова он не видит толку и согласен отдать его “на электричество”.
Тем самым Андрей отрекается от своей родины и объединяется с чужими, “официальными лицами”, для которых жители Матеры – “граждане затопляемые”.
Распутин вовсе не против прогресса, но его настораживает то, что за ним теряется человек. В устах Дарьи звучит материнская тревога и боль за человеческую душу, изуродованную цивилизацией. Героиня видит, что уже не машины служат людям, а люди – машинам и предостерегает: “Себя вы и вовсе скоро растеряете по дороге”.
В повести двадцать две главы, в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Сюжет развивается неторопливо, позволяя вглядеться в каждую деталь навсегда уходящей жизни, в подробности привычного пейзажа, ставшего особенно дорогим накануне гибели. В черты родной своей природы вглядывается Дарья Пинигина, патриарх деревни, обладающая строгим и справедливым характером, что притягивает к ней слабых и страдательных.
Она оказывается в центре переплетения сюжетных линий, связанных с другими жителями Матеры: Богодулом, Катериной и ее сыном Петрухой, Настасьей, женой деда Егора, Симой, воспитывающей внука Колю.
Дом Дарьи – последний оплот “обжитого” мира в противостоянии с “недумью, нежитью”, воплощенной в мужиках, присланных, чтобы сжечь ставшие ненужными постройки, деревья, кресты на кладбище, а также в председателе бывшего сельсовета Воронцове.
Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию. Но разрешение конфликта неоднозначно. Конфликт повести имеет социально-исторический смысл.
Столкновение старого и нового предстает как попытка “пополам преломить” вековые устои жизни.
В этом философско-нравственном произведении затрагиваются проблемы, ставшие актуальными на исходе ХХ века: экономические последствия научно-технического прогресса, наступление цивилизации на немногие уголки патриархальной жизни. Но, кроме того, “прощание с Матерой” рассматривает и вечные вопросы: отношения поколений, поиск смысла человеческого существования, ожидание смерти. В социально-бытовых вопросах повести – различие городского и деревенского укладов жизни, разрушение традиций, отношение народа к власти – высвечивается их глубинный, сущностный смысл.