Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова

О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей…

Н. Некрасов. Крестьянские дети

Н. А. Некрасов — великий русский поэт-гражданин, и вся его трудная, но прекрасная жизнь — яркий пример беззаветного служения народу. В своих стихотворениях он создает незабываемые образы крестьян со всеми их радостями и печалями, надеждами и разочарованиями.

Совершенно особенное отношение у Некрасова к детям, которым он посвятил не одно свое произведение («Дедушка Мазай и зайцы», «Генерал Топтыгин», «Дядюшка

Яков» и др.). Очень трогательно, с теплотой и даже умилением создает поэт образы крестьянских детей («Крестьянские дети»):

Чу! шепот какой-то… а вот вереницаВдоль дороги внимательных глаз! Все серые, карие, синие глазки — Смешались, как в поле цветы. В них столько покоя, свободы и ласки, В них столько святой доброты!

Дети для Некрасова — счастливый народ. Хоть они и лишены родительской ласки и нежности, и наблюдают с раннего возраста неустанный труд и вечные проблемы взрослых,

В их жизни так много поэзии слито, Как дай бог балованным деткам твоим.

Впитывая, как губка, старинные сказки

или рассказы о заботах старших, крестьянская ребятня растет и воспитывается среди природы, их забавы — сходить в лес за грибами и ягодами, найти ежа или тетерева, искупаться в речке, поозорничать. Они знают все лесные тропки, умеют ездить верхом, но

Зато беспощадно едят его мошки, Зато ему рано знакомы труды.

Действительно, в отличие от их богатых сверстников, на плечи детей бедняков часто взваливается непосильная ноша зарабатывания на жизнь своим трудом. В крестьянских семьях малыши часто помогают взрослым: работают в поле, нянчат младших братишек и сестренок, убирают Дом, готовят. Судьба же детей, работающих с малолетства на фабриках и заводах ужасна («Плач детей»):

Целый день на фабриках колесаМы вертим-вертим-вертим!

Лишенные отдыха и сна, часто голодные и надорвавшиеся от непосильных трудов, дети не имеют возможности даже дышать свежим воздухом:

Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать.

Даже дома у них мало радости — лишь «забота и нужда».

Занятым тяжелым, изнурительным трудом крестьянам не до науки, в которой многие из них видят лишь пустую трату времени и сил. Однако есть и исключения: с радостью Некрасов обращается к мальчику, идущему на учебу в школу, зная, что ради этого «батька на сынишку издержал последний грош» («Школьник»):

Ноги босы, грязно телоИ едва прикрыта грудь…Не стыдится! Что за дело? Это многих славных путь.

Сравнивая крестьянского школьника с молодым Ломоносовым, Некрасов выражает надежду, что именно выходцам из народа под силу изменить существующие порядки, построить счастливое и безбедное будущее. По его мнению, бедные люди, понявшие смысл и пользу науки, готовые отдать за нее последние деньги, не жалеющие своего времени и сил, могут продвинуться гораздо дальше в своих целях, чем ленивые боярские сынки:

Сколько добрых, благородных, Сильных, любящих душойПосреди тупых, холодныхИ напыщенных собой!

Настоящий народный поэт, Некрасов совершенно ясно понимал, что корни любого человека — в детстве. Из детства мы выносим свои достоинства и недостатки, свои будущие проблемы и стремление изменить настоящее. Поэтому напутствие поэта мне кажется не только наполненным теплом и любовью, но и мудрым:

Играйте же, дети! Растите на воле! На то вам и красное детство дано, Чтоб вечно любить это скудное поле, Чтоб вечно вам милым казалось оно.

Храните свое вековое наследство, Любите свой хлеб трудовой — И пусть обаянье поэзии детстваПроводит вас в недра землицы родной!


Образы детей в произведениях Н. А. Некрасова