“Школьные” стихи Некрасова

Среди стихотворений Н. А. Некрасова особо следует отметить стихи о детях: “Школьник” (1856), “Плач детей” (1860), “Крестьянские дети” (1861). Каждое из них рисует жизнь и участь детей из народа. В стихотворении “Школьник” поэт рассказал о встреченном в пути мальчике: он бос, на нем рваная рубаха, но в котомке у него книжка.

Знаю: батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю: старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый Из отпущенных?.. Ну, что ж! Случай тоже уж не новый Не робей,

не пропадешь!

Вот так же шел когда-то в столицу за наукой и М. В. Ломоносов.

Будешь в университете – Сон свершится наяву! Будет “поприще широко”-только работай. За эту тягу к свету, к знанию поэт глубоко любит родную Русь.

Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай…

В этих людях, добрых, благородных, сильных любящей душой видит Некрасов будущее родины.

В стихотворении “Плач детей” говорится о страшной судьбе детей, погибающих на фабричной работе:

Колесо чугунное вертится, И гудит, и ветром обдает, Голова пылает и кружится,

Сердце бьется, все кругом идет…

Колесо вертится, и нет никакой надежды на отдых. Бесполезно плакать и молиться, Колесо не слышит, не щадит: Хоть умри – проклятое вертится, Хоть умри – гудит – гудит – гудит! В изображении Некрасова колесо становится символом беспощадной эксплуатации детского труда.

Поэт со скорбью взывает к людям: “…вы слышите ли, братья, тихий плач и жалобы детей?” Эти стихи – гневное обвинение тем, кто лишил детей “золотой поры малолетства”. Впервые в стихах о детях прозвучали столь горькие и суровые интонации.

В отрывке из поэмы “Крестьянские дети” (“Однажды, в студеную зимнюю пору…”) поэт рассказывает о том, как рано у крестьянских детей кончалось детство,- уже в шесть лет Влас исполняет работу взрослого мужчины (“два человека всего мужиков-то – отец мой да я”). С добрым, но горьким юмором нарисован образ этого “мужичка с ноготок”; поэт говорит далее о своей горячей любви к русской земле, ее народу-труженику и о непримиримой вражде к тем, кто отнимает у народа свободу, а у детей – детство.

Некрасов был верен идеалам революционной демократии – он рассматривал поэтическое творчество как правдивый рассказ о жизни, как дело служения идеалам свободы ради победы над всеми силами социального угнетения. Сострадание и любовь к народу, вера в его силы воодушевляли поэта. Таким он оставался и в стихах, предназначенных детям. Он рассказывал им правду о жизни, не скрывая и “зрелища смерти и печали”, учил уважать труд и людей труда.

Поэт хотел воспитать в детях чувство гражданской совести и долга перед своим многострадальным народом. Педагогические установки детской поэзии Некрасова находились в полном согласии с революционно-демократическими устремлениями его творчества. В объединении этих начал и состоит существо глубоко новаторской поэзии Некрасова как детского поэта. “


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Школьные” стихи Некрасова