Тема крестьянской жизни в произведениях Некрасова

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Всем сердцем и сознанием он переживал крестьянское горе, и картинами этого горя полны его произведения. Особенно сильно взволновала поэта судьба угнетенной крестьянки.

Ты вся – воплощенный испуг, – Ты вся – вековая истома! – говорил Некрасов, обращаясь к крестьянке.

В стихотворении “В деревне” – перед нами старуха-крестьянка, потерявшая единственного сына-кормильца. Она вынуждена под старость идти по миру, жизнь ее беспросветно тяжела,

и, “кабы только не грех”, старуха-мать покончила бы жизнь самоубийством. Та же тема – горе матери-крестьянки – поставлена в стихотворении “Орина, мать солдатская”.

В основе стихотворения – не выдумка, а быль. “Орина, мать солдатская, сама рассказывала мне свою жизнь,- вспоминал Некрасов.- Я несколько раз делал крюк, чтобы поговорить с ней, а то боялся сфальшивить”. Орина рассказывает про “печаль свою великую”: единственный ее сын, замученный солдатчиной, “больнехонек” вернулся домой и умер:

Девять дней хворал Иванушка, На десятый день преставился. Богатырского сложения.

Здоровенный был детинушка!

Но жестокая казарменная муштра сгубила, довела до чахотки этого богатыря. Так страшна была царская солдатчина, что даже в последнюю ночь перед смертью, в бреду Все ему перед кончиною Служба эта представлялся. Бред умирающего раскрывает ужас положения крестьянина, сданного в солдаты, бесчеловечное обращение с ним:

Вдруг метнулся… смотрит жалобно… Повалился – плачет, кается, Крикнул: “Ваше благородие! Ваше!..” Вижу – задыхается…

Мало слов, а горя реченька, Горя реченька бездонная!.. Такими словами заключает автор рассказ Орины.

В произведениях Некрасова возникает согретый авторской любовью образ женщины-крестьянки, чистой сердцем, светлой умом, сильной духом. Именно такова Дарья, героиня поэмы “Мороз – Красный нос”, по духу – сестра некрасовских декабристок. Когда-то в молодости она “красотою дивила, была и ловка и сильна”, но ей, как и всякой женщине-крестьянке, выпала на долю такая жизнь, трудней которой “вряд ли сыскать”.

Нельзя равнодушно видеть, как страдает раздавленная рабством и непосильным трудом бесправная русская женщина. И поэт говорит, обращаясь к крестьянке:

Тот сердца в груди не носил, Кто слез над тобою не лил!

Много стихотворений Некрасов посвятил жизни пореформенной деревни. Как и Чернышевский, он понимал грабительский характер “освобождения” и то, что изменились только формы угнетения народа. Некрасов с горечью отмечал, что положение народа после “освобождения” не улучшилось: В жизни крестьянина, ныне свободного, Бедность, невежество, мрак. В поэме “Дедушка”, написанной в 1870 г., он нарисовал такой образ “свободного” крестьянина:

Вот он, наш пахарь угрюмый, С темным, убитым лицом; Лапти, лохмотья, шапчонка… Голоден труженик вечный,

Жизнь народа красноречиво обрисована в песнях “Голодная”, “Барщинная”, “Солдатская”, “Веселая”, “Соленая” и других. Вот, например, каким показан дореформенный барщинный мужик в одной из этих песен:

Шкура вся вспорота, Пухнет с мякины живот, Верченый, крученый, Сеченый, мученый Еле Калина бредет… Белея, нечесан Калинушка, Нечем ему щеголять, Только расписана спинушка, Да за рубахой не знать. С лаптя до ворота

Реформа 1861 г. не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней: Добра ты, царска грамота, Да не про нас ты писана. Как и прежде, крестьяне – люди, “досыта не едавшие, несолоно хлебавшие”. Изменилось только то, что теперь их “вместо барина драть будет волостной”. Безмерны народные страдания.

Тяжелый, изнурительный труд не спасает от вечной нищеты, от угрозы голодной смерти. Но “почва добрая душа народа русского”, и как ни страшна крестьянская жизнь, она не убила в народе лучших человеческих черт: трудолюбия, отзывчивости к чужому страданию, чувства собственного достоинства, ненависти к угнетателям и готовности к борьбе с ними.

В рабстве спасенное Сердце свободное – Золото, золото Сердце народное!

Только крестьяне помогают отставному солдату, которому “тошен свет”, потому что у него “хлеба нет, крова нет”. Они же выручают Ермила Гирина, который “бился” с купцом Алтынни-ковым. Крестьяне – “люди… великие” в работе; “привычка… к труду” никогда не покидает мужика. Поэт показал, как недовольство народа своим положением начинает переходить в открытое возмущение:

…иногда пройдет Команда. Догадаешься: Должно быть, взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь!

С нескрываемым сочувствием относится Некрасов к таким крестьянам, которые не мирятся со своим бесправным и голодным существованием. Прежде всего следует отметить семерых правдоискателей, пытливая мысль которых заставила их задуматься над коренным вопросом жизни: “Кому живется весело, вольготно на Руси?” К числу крестьян, поднявшихся до сознания своего бесправного положения, принадлежит и Яким Нагой, понявший, кому достаются плоды крестьянского труда. К тому же типу крестьян принадлежит и “непокорный” Агап, который на брань князя Утятина – “последыша” – ответил гневными словами: Цыц! Нишкни!

Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы последышу Пинка – и кончен бал.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (3 votes, average: 2.67 out of 5)
Loading...

Тема крестьянской жизни в произведениях Некрасова