Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”



Поэт-гражданин, поэт революционной борьбы, Н. А. Некрасов, написавший поразительные по силе и чувству стихи о своих соратниках Добролюбове, Чернышевском, Писареве, не мог не обратиться в своем творчестве к новому для русской литературы образу – образу народного заступника.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” показано, что зреют в народе силы, способные встать на защиту чести и достоинства людей низкого звания. Поэт представляет сразу несколько характеров людей, готовых вступить в борьбу за униженный и оскорбленный русский народ,

находящийся в кабале. Среди них Савелий, богатырь святорусский, народный правдолюбец Яким Нагой, славящийся “строгой правдою, умом и добротой” Ермил Гирин, знающий, “кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет”, Гриша Добросклонов.
Как одного из тех, кто за “вотчину стояли хорошо”, рисует Некрасов Савелия-богатыря, видя в нем воплощение народной силы и мужества. Ни розги, ни каторга не смирили его со своей участью. “Клейменый, да не раб”, – говорит он о себе. В нем сочетаются такие качества, как чувство собственного достоинства и ненависть к угнетателям, недюжинная сила и свободолюбие, любовь
к природе и стойкость.

Читая строки, посвященные Савелию, мы понимаем, что только по-настоящему сильные и мужественные могут быть такими терпеливыми и великодушными, чтобы переносить те страдания, которые выпали на их долю.
А потому терпели мы, Что мы – богатыри. В том богатырство русское. Ты думаешь, Матренушка, Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою – а богатырь!
Говоря о народных богатырях мужицкого царства сермяжной Руси, Некрасов находит удивительные, поистине эпические сравнения:
.. .Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней – сломалися……И гнется, да не ломится, Не ломится, не валится…Ужли не богатырь?
Любимое словечко народного мстителя Савелия – наддай – помогает увидеть в нем человека, способного не только подбодрить, но, главное, сплотить, увлечь и повести за собой. Это-то слово и определит судьбу гордого богатыря. Вспоминая молодые годы, старик Савелий рассказывает о том, как восемнадцать лет терпели крестьяне произвол жестокого немца-управляющего, во власти которого фактически оказалась вся их жизнь.

Постоянные издевательства с его стороны не могли не вызвать возмущения людей. И однажды они не выдержали и убили немца.
– Что ж дальше?”Дальше: дрянь! Кабак… острог в Буй-городе, Там я учился грамоте, Пока решили нас. Решенье вышло: каторга И плети предварительно……А жизнь была нелегкая. Лет двадцать строгой каторги, Лет двадцать поселения…”
Рядом с Савелием в поэме встает еще один величавый образ русского крестьянина – деревенского праведника Ермила Гирина. Само появление в мире рабства и разнузданного произвола таких, как он, служит для Некрасова основанием для веры в будущую победу народа и источником бодрого чувства, пронизывающего поэму:
Сила народная, Сила могучая – Совесть спокойная, Правда живучая!
Не борьбой, как Савелий, а трудом и умением хочет изменить Ер-мил Гирин судьбу вечно угнетенного. Грамотный, он становится писарем, а потом, благодаря человечному отношению к людям, избирается бурмистром. Честный, порядочный, умный, однажды Гирин, спасая брата от рекрутчины, совершает несправедливый поступок.

И грех, взятый им на душу, не дает ему покоя.
Не пьет, не ест; тем кончилось, Что в деннике с веревкою Застал его отец. Тут сын отцу покаялся:”С тех пор, как сына Власьевны Поставил я не в очередь, Постыл мне белый свет!”
Образ Ермилы Гирина, отказавшегося от должности, трагичен, но не может не вызвать уважения благородством, честностью, состраданием к людям. Окружающие Г ирина люди ценят его за это. И как показывает эпизод с покупкой мельницы, народ в нужную минуту готов прийти ему на помощь, ответить добром на добро.

Ситуация, описанная Некрасовым, возможно, не самая типичная, но она позволяет поэту сказать, что в единстве и взаимопомощи простого народа сокрыта великая сила.
Яким Нагой – еще один мужик, с каким странники повстречались в своих поисках счастливого на Руси. Казалось бы, какой из него защитник:
…Грудь впалая; как вдавленный Живот; у глаз, у рта Излучины, как трещины На высохшей земле;И сам на землю-матушку Похож он: шея бурая,
Как пласт, сохой отрезанный, Кирпичное лицо, Рука – кора древесная, А волосы – песок. В первых же строках о нем сказано:Он до смерти работает, До полусмерти пьет.
Но есть в нем черточка, позволяющая и его причислить к народным заступникам: Яким Нагой защищает душу народную. Изможденный, потерявший силы и здоровье, во время пожара он спасает не накопленные тридцать пять целковых, а висящие в избе на стенке картинки, единственную радость его убогого и серого существования. Картинки – это символ чего-то прекрасного, что таится в измученной народной душе, случай позволяет поэту сказать читателю о присущей трудовому народу душевной красоте, которая, как известно, “спасет мир”.
И все же будущее России, уверен Некрасов, за такими, как Гриша Добросклонов: грамотными, наиболее сознательными людьми из народа, посвятившими свою жизнь борьбе за народ. Образ семинариста Гриши Добросклонова, которому “судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь”, отразил не только надежды поэта на светлое будущее, но и его жизненные идеалы. Быть гам, где “трудно дышится, где горе слышится”, – жизненная цель Добросклонова. В его песнях звучит даже не призыв к борьбе за освобождение, а констатация того, что борьба уже началась:
Рать подымается – Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!
Этот образ, по мысли поэта, заключал единственно возможный ответ на поставленный в поэме вопрос о возможности счастья в тогдашней России. Истинно счастливыми Некрасов считал лишь самоотверженных борцов за народное благо, тех, кто, как Гриша Добросклонов, слышал “в груди своей силы необъятные”, чей слух услаждали “звуки лучезарные гимна благородного” – “воплощение счастия народного”.
Как видим, и герой поэмы, и ее автор полны веры в то, что счастье человека – в революционном служении народу. Веры, основанной, как показала история, на достаточно утопичных идеях того времени, когда люди свято верили, что соберется с силами русский народ и научится быть гражданином.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образы народных заступников в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”