Образ святой руси у Бориса Зайцева
Именно в устремленности из бытового плана в сферу духовного видел Ф. Степун своеобразие другого художника, запечатлевшего мир “святой Руси”, – Бориса Зайцева, за которым ощущалась “как даль истории, так и даль культуры”.
Россию Б. Зайцев воспринимает исторически, в ее тысячелетнем движении, духовном созидании, неразрывной связи поколений, с особой ясностью раскрывшейся ему “с другого берега”, в эмиграции. “Странным образом революция, которую я всегда остро ненавидел, на писании моем отозвалась неплохо, – признавался
Отныне исток “большой истории России” Зайцев видит в принятии христианства, с которым, по его мнению, “Россия… возведена ко вселенскому”. К этим истокам, к “немеркнущему духовному ядру”, сияющему “сквозь тысячу лет бытия на горестной земле, борьбы, трудов, войн, преступлений”,
Одной из первых книг, написанных в эмиграции и определивших дух дальнейшего “странного путешествия” писателя сквозь сложное и путаное “историческое плетение”, стали книги о “святой Руси”: “Преподобный Сергий Радонежский” (1924) и написанные после поездок автора по святым местам “Афон” (1927) и “Валаам” (1936). Сам художник говорил о том, что “миф лучше чувствует душу события, чем чиновник исторической науки”, поэтому свободно сочетает мифы Священной Истории, легенды с исторической правдой в книге “Преподобный Сергий Радонежский”. Писатель следует здесь канонам древнего жанра жития, прославляющего праведную жизнь людей, канонизированных церковью, и в то же время нарушает эти законы, подчиняя повествование художественной задаче: исследовать корни русской духовности как основы национального характера.
Строя произведение, как подобает житию, автор подчеркивает те эпизоды, которые говорят о святости особой, русской в ее зайцевском понимании. Постоянно обращается внимание на трудолюбие, кротость, аскетизм, простоту, влияние духовное, противостоящее суете житейских отношений1, и в то же время автор стремится словно бы “оправдать” Сергия в тех случаях, когда проявляются иные, не соответствующие “авторской версии” черты Преподобного, например, твердость, даже жестокость, проявившаяся в отношении к князю Борису Суздальскому, не подчинявшемуся Москве. Особо оговаривает автор важнейший исторический эпизод – благословение Сергием князя Димитрия на битву с татарами, на войну, на кровь. “Если на трагической земле идет трагическое дело, он благословит ту сторону, которую считает правой.
Он не за войну, но раз она случилась, за народ и за Россию, православных”. “…За имя Христово, за веру православную подобает душу положить и кровь пролить”,- таковы слова Сергия перед Куликовской битвой.
От скромного юноши Варфоломея до прославленнейшего старца, наставника и учителя, человека эпохи – таков путь героя. Его важнейшую роль автор видит в том, что “на распутиях исторических, на рубежах двух эпох” он “воспитывал людей, свободных духом”, укреплял их силу, давая “ощущение истины, истина же всегда мужественна, всегда настраивает положительно, на дело, жизнь, служение и борьбу”. Произнеся здесь “запретное” слово “борьба”, Зайцев в финале произведения вновь вернется к своей концепции: тяжелым временам “крови, насилия свирепости” он противопоставит “правду, прямоту, мужественность, труд, благоговение и веру”. Так раскроется особенность религиозности Зайцева, которая, по словам Г. Струве, “благостнее, примирен- нее, умудреннее”, чем у Ремизова, “окрашена в те же лирические тона, что и все творчество” Зайцева; “иная она, чем у Шмелева, без шмелевской бытовой насыщенности, более легкая и светлая”.
Удивительная гармония внутреннего мира художника и его творчества, художественные достоинства его произведений, продолжение им лучших традиций русской литературы дали основание современникам говорить о Зайцеве как о классике отечественной литературы и последнем (учитывая дату смерти – 1971 г.) представителе литературы “серебряного века”.