Образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо”
В поисках счастья герои поэмы ” Кому на Руси жить хорошо ” прежде всего обращаются к представителям высшего сословия: дворянству и духовенству. На дороге им встречается помещик из соседнего села, рассказывающий о своей жизни. Так появляется образ Оболта-Оболдуева в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова, и образ этот далеко не однозначен.
Уже сам смысл фамилии Оболта-Оболдуева подсказывает читателю о том, каков этот человек. “Оболдуй – невежа, неотесанный человек, болван” – такое толкование этого слова предоставляет
Любопытно, что Некрасов не выдумывает ее, а берет из родословных книг Владимирской губернии.
Помещик Оболт-Оболдуев вызывает смешанные впечатления. “Румяненький и кругленький”, с “молодецкими ухватками”, любящий посмеяться, он не похож на злого человека.
Его наивная гордость своим происхождением от татарина Оболдуева способна вызвать
Его описание времен, когда помещик был единовластным хозяином на своей земле, наполнено искренним восхищением красоты русской земли. Озера, пашни, заповедные луга, дремучие леса, размеренный быт помещичьих усадьб и разнузданная удаль псовой охоты, “рыцарской, исконно-русской потехи” – вот что проносится перед глазами читателя во время рассказа Оболта-Оболдуева. Горечь его вполне искренняя: он отлично понимает, что былые времена уже не вернутся, и сожалеет не столько о своей потерянной власти, сколько о ушедшем величии Руси.
По жизни по помещичьей
Звонят!.. Ой жизнь широкая!
Прости-прощай навек!
Так восклицает помещик, заслышав далекий звон. Можно сказать, что в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Оболт-Оболдуев выступает как трагический герой.
Но в то же время Некрасов не дает забыть о другой стороне помещичьей жизни: их счастье оплачивалось непосильным крестьянским трудом. Недаром мужики выслушивают излияния помещика с усмешкой, переглядываясь. И правда, достаточно вспомнить описание изможденного Якима Нагого, чтобы “пузатенький” барин перестал вызывать сочувствие.
И тут образ конкретного Оболдуева переходит в сатирический, собирательный образ помещика вообще. Этот помещик привык жить за счет других: “сорил казну народную”. Он презирает “черную кость”, т.
е. крестьян, и искренне считает, что волен делать с ними все, что ему заблагорассудится: “кулак – моя полиция!”. В его образе воплощено русское рабство, и можно только порадоваться, что оно – вместе с Оболт-Оболдуевым – уходит в прошлое.