Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (Второй вариант)

Прежде чем рассмотреть стихотворения, следует вспомнить о том, какие общественно-политические вопросы волновали прогрессивную часть русского общества в годы, последовавшие за разгромом декабристов.

Два исторических события (война 1812 года и восстание декабристов) показали, что без участия народа нельзя одержать победу над внешними врагами и совершить революцию в стране. Между тем, народ, представляющий собой огромную силу, по-прежнему оставался в неволе, не принимал участия в политической жизни страны, находился в изоляции от других

слоев населения. После восстания декабристов увеличился разрыв между Россией народной и Россией официальной.

Лермонтов в конце жизни воспринимал Россию как «страну рабов, страну господ». Его, как и других писателей прогрессивного лагеря, тревожила судьба народной России. Недаром он вслед за Пушкиным обращается к теме простого человека, не принадлежащего к «благородному сословию» («Бородино», «Песня про купца Калашникова»).

Рассматривая стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен…», мы пришли к выводу, что Лермонтову чуждо пассивное отношение к окружающей жизни. И в стихотворении

«Дума» он порицает бездействие, пассивность своего поколения.

Более подробно рассмотрим стихотворение «Родина», очень сложное и важное для понимания отношения поэта к родине и народу. Проблема родины и народа всегда волновала образованное русское общество. Волновала она и Лермонтова, который в целом ряде лирических произведений, так или иначе, затрагивает этот злободневный вопрос.

В стихотворениях «Родина» и «Прощай, немытая Россия» родина становится центральной темой. Россия николаевского царствования была двуликой. «Одна Россия — утонченная, придворная, военная, тяготеющая к центру, — писал Герцен, — окружает трон, презирая и эксплуатируя другую. Другая, земледельческая, разобщенная, крестьянская, находится вне закона».

В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» Лермонтов, как и Герцен, видит отвратительный лик николаевской жандармской империи с «господами» и «рабами», с «голубыми мундирами» жандармов и «послушным им народом». А в стихотворении «Родина» поэт рисует светлый образ другой России — народной, крестьянской, могучей и страдающей. Лермонтов как-то сказал: «Хуже всего не то, что некоторые люди терпеливо страдают, а то, что огромное большинство страдает, не сознавая этого». Это высказывание очень важно, но не все разделяли эту позицию.

Так, славянофилы признавали терпение, смирение положительными качествами русского народа. А у Лермонтова смирение и «терпеливое страдание» народа вызывает горечь и досаду.

Ни у одного из поэтов, предшественников и современников Лермонтова, кроме Пушкина, патриотическое чувство не проявлялось так сильно, как в стихотворении «Родина».

Недаром Белинский назвал это стихотворение «пушкинским», имея в виду, очевидно, строчки из XVI строфы «Путешествия Онегина»:

Теперь мила мне балалайка, Да пьяный топот трепакаПеред порогом кабака;Мой идеал теперь — хозяйка, Мои желания — покой, Да щей горшок, Да сам большой…

Как и для Пушкина, для зрелого Лермонтова жизнь русского народа стала источником вдохновения, радости и печали. Не случайно Добролюбов назвал Патриотизм Лермонтова в «Родине» «истинным и разумным».

В «Родине», как в некоторых других произведениях последних лет жизни поэта, раскрылось демократическое сознание Лермонтова. Эти демократические тенденции развили поэты 60-х годов, прежде всего Н. А. Некрасов. Ф. М. Достоевский имел в виду именно демократизм творчества Некрасова, когда писал: «должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым».


Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова (Второй вариант)