Образ Прекрасной дамы в лирике (Блок Александр)
Юлий Айхенвальд в книге «Силуэты русских писателей» назвал Александра Александровича Блока певцом Прекрасной Дамы, вспоминая, безусловно, о знаменитых блоковских «Стихах о Прекрасной Даме», появившихся в печати в самом начале XX века. Прекрасная Дама — образ, возникший в глубоком средневековье в эпоху рыцарского поклонения даме сердца и воспетый трубадурами Прованса. Прекрасной Дамой Александра Блока стала, как известно, Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь великого русского химика.
Незадолго до появления своей первой поэтической
Действительно, Любовь Дмитриевна отличалась необыкновенным обаянием, поэтому едва ли случайно то, что Блок, тонко чувствующий красоту, видел в Менделеевой земное отражение божества, воплощение Вечной Женственности. Известно, что образ вечной женственности зародился в учении древнегреческого философа Платона, которое Блок очень хорошо знал. Платоновский космос был расколот на два мира: мир вещей — сферу земной жизни растений, животных и человека, бытия предметов и мир идей — поднебесную сферу, воплощающую красоту,
Стремление к миру идей — это и есть Эрос, представляющий собой духовную энергию, любовь и музыку, исходящую из космоса.
В пору увлечения философией Платона А. А. Блок знакомится с поэзией и философией Владимира Соловьева, в работах которого образ вечной женственности был центральным. Начало XX века Соловьев предлагал встретить новой религией, в центре которой окажется Бог. Всевышний явится на землю уже не в образе Иисуса Христа, а в образе Великой Премудрости — Божественной Софии.
Этот образ со времен античности претерпел множество изменений, главное из которых заключается в том, что безликая энергия музыкального первоначала мира, согласно христианской традиции, приобрела плоть и кровь в женском облике. Вечное женственное начало вошло в историю мировой культуры в храмовом зодчестве (блистательный Софийский собор в Киеве), в строгом лике Богородицы с печальными глазами. В. Соловьев подчеркивал, что не только христианское, но и языческое начало наполняет образ вечной женственности, поскольку она есть воплощение души природы и самой вселенной.
София стала душой мира, той всемирной любовью, которая объединила небо и землю.
Для А. А. Блока была важна в философии Соловьева именно эта идея объединения музыкальной природы с образом вечной женственности. Все события, происходящие вокруг, Блок воспринимал как таинственные символы.
Такими настроениями была проникнута первая книга стихов Блока. Под прекрасной дамой, каков бы ни был реальный прообраз, вызвавший посвященные ей стихи, поэт видел божественное, вечно женственное начало, которое должно возродить, воскресить мир. Эта идея получила отражение, например, в стихотворении Блока «Сбылось пророчество мое…». Лирический герой этого текста, увидев ее святилище, «весь исполнен торжества, … упоен великой тайной».
В своих стихах поэт изображает себя то рыцарем, то «стражником во храме», «хранящим огонь лампад», то одним из верных рабов, сторожащих царицу у входа в ее терем, то человеком, свершающим «в темном храме бедный обряд» в ожидании прекрасной Дамы, то пажом, который несет за красавицей покрывало. Вся книга первых стихов Блока проникнута пафосом ожидания, неоднократно в поэтических текстах повторяются слова «я жду», «мы ждем» и т. д. Например, в стихотворении «» поэт пишет:
«Предчувствую Тебя. Года проходят Предчувствую Тебя мимо —
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя».
Это же чувство выражено и в стихотворении «Я жду призыва, жду ответа», где есть строки: «Я жду — и трепет объемлет новый,
Все ярче небо, молчанье глуше…
Ночную тайну нарушит слово…
Помилуй, Боже, ночные души!»
В реальной жизни герой книги «Стихи о Прекрасной Даме» чувствует себя одиноким, земля для него пустынна. Только в идеальном мире поэт ощущает свободу и радость бытия. Всем предметам и переживаниям поэт придает смысл иносказания.
Например, в ранних стихах Блока река предстает не только как водный поток, но и как символ границы, отделяющей лирического героя от идеала. Такие слова, как дверь, ступени, небеса, заря, берутся поэтом в особом, условном значении. Только в последних стихотворениях книги образы обретаю конкретность, становятся более жизненными, из-за куполов таинственных храмов проступают стены простых домов и даже фабрик, исчезают лики ангелов, но появляются лица людей.
Мир намеков и отзвуков постепенно исчезает, появляется мир танца.
Если в самых ранних стихах Блока (1904) Прекрасная Дама показана чаще всего как Богоматерь, то начиная с поэтических текстов 1905 года этот образ трансформируется. Например, в стихотворении «Пляски осенние» (1905г). Прекрасная дама явлена в нем как женщина танцующая, и ее пляска сопровождается «волнением», полыханием сразу трех стихий: воды («ниспадают струи», «реющая влага», «всплески»), воздуха («в небеса уходит мольба», «легкокрылая младость») и огня, который здесь образно характеризует яркие краски осени («ткань золотая», «золотое кольцо»). Осенняя пляска в этом стихотворении — это не только движения влажного воздуха, ветра, листьев по золотому лесу, не только кружение осенней девы и ее подруг, но и музыка сначала «золотой трубы», а потом и «звенящего голоса», и, в конце концов, «музыка влаги».
В этом стихотворении перед нами олицетворена душа языческой природы, языческий вариант Вечной Женственности, лик которой растворяется в бесконечности природных стихий.
Прекрасная Дама будет появляться в стихах Блока то как Незнакомка, то как снежная маска, то как Кармен, то как Коломбина. Существует версия, что Последней прекрасной Дамой Блока стала главная героиня поэмы «Двенадцать» «толстоморденькая» Катька.
Итак, если ранние стихи А. А. Блока были не столько любовной лирикой, сколько «философией космизма», которая адресовалась не к конкретной женщине, а к женщине идеальной, божественной, то поздние стихи поэта обретают более реалистические очертания.