ОБРАЗ КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Существует версия, что Островский пи-
сал «Грозу», будучи влюбленным в замуж-
нюю актрису Малого театра Любу Косицкую.
Именно для нее он писал свою Катерину, имен-
но она ее и сыграла. Однако актриса не отве-
тила на пламенную любовь писателя: она лю-
била другого, который позже довел ее до ни-
щеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году,
Любовь Павловна играла словно свою судьбу,
жила понятными ей чувствами, создав образ
юной трогательной Катерины, покоривший
даже самого императора.
Катерина росла в зажиточном
ком доме легко, беззаботно, радостно. Рас-
сказывая Варваре о своей жизни до замуже-
ства, она говорит: «Я жила, ни об чем не ту-
жила, точно птичка на воле. Маменька во
мне души не чаяла, наряжала меня, как кук-
лу, работать не принуждала; что хочу, быва-
ло, то и делаю», Воспитываясь в хорошей се-
мье, она приобрела и сохранила все прекрас-
ные черты русского характера. Это чистая,
открытая душа, не умеющая врать. «Обма-
нывать-то я не умею; скрыть-то ничего не
могу», — говорит она Варваре.
А жить в семье мужа, не умея притво-
ряться, невозможно. Основной
Катерины — со свекровью Кабанихой, кото-
рая всех в доме держит в страхе. Философия
Кабанихи — пугать и унижать. Дочь ее Вар-
вара и сын Тихон приспособились к такой
жизни, создавая видимость послушания, .но
отводили душу на стороне — лишь бы «ши-
то да крыто было» (Варвара — гуляя по но-
чам, а Тихон — напиваясь и ведя разгульный
образ жизни, вырвавшись из дома).
Катерина же, тихая, не вмешивающаяся
в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? —
Своей чистотой, горячей, искренней душой,
не терпящей фальши. Так, Катерина не при-
творяется, что чтит обычаи, которые не при-
нимает душой: не стала выть после отъезда
мужа, как хотела свекровь.
Да и о своей любви к Борису призналась
сразу — сначала Варваре, а после приезда
мужа — и ему, и свекрови. Глубина, сила и
страстность ее натуры проявляются в ее сло-
вах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то
не удержать ее ничем — или в окно кинется,
или в Волге утопится. И мечты у нее «стран^
ные», непонятные для местных обывателей:
«Отчего люди не летают так, как птицы?»,
и сны сказочные: «Снятся мне или храмы зо-
лотые, или сады какие-то необыкновенные, и
все поют невидимые голоса…».
А какую смелость, силу воли надо было
иметь замужней женщине, чтобы признаться
в любви Борису, вложив в него все свое же-
лание свободы, счастья. Именно эти качества
Катерины и вступают в конфликт с миром
Марфы Кабановой, для которой слепое по-
клонение традициям старины — не душевная
потребность, а единственный шанс сохранить
свою власть. Даже к религии у них разное
отношение: у Катерины это естественное чув-
ство («до смерти любила в церковь ходить!
Точно, бывало, я в рай войду»), а у Каба-
нихи — ханжество, формальность (быстро
переходит от мыслей о Боге к житейским
делам).
Катерина — лучшая, но все-таки часть па-
триархального строя: ей присущ религиозный
страх (боится грозы как кары за грех). Имен-
но гроза и страх кары Господней, да еще чув-
ство вины перед мужем побудили ее публич-
но признаться в своем грехе.
Она бежит из ненавистного дома, где муж
жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет
Бориса, надеясь на помощь, но находит только
сочувствие и бессилие любимого человека. Бо-
рис слаб, безволен. «Эх, кабы сила!» — только
и мог сказать он. Катерина остается одна и
бросается с обрыва, не желая жить в этом
страшном мире. Я считаю, что этот поступок
не от слабости, а от силы ее характера.
Протест Катерины сильнее протеста Ку-
лигина, который зависит от «сильных мира
сего», а поэтому дальше словесных рассуж-
дений не идет.
Образ Катерины зовет к свободе, духов-
ному раскрепощению. По словам Добролюбо-
ва, «она рвется к новой жизни, хотя бы ей
пришлось умереть в этом порыве…». Ее по-
рыв, гибель не зря: ушла Варвара из дома,
взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи
(с потерей авторитета, ей остается только
уйти в монастырь). Недаром пьесу запреща-
ли к постановке, углядев в ней «завуалиро-
ванный призыв к возмущению». Обыватели
не пускали на пьесу своих дочерей.
Для нас же Катерина — это воплощение
прекрасной русской, чистой, светлой души.
Это то, что побуждает нас бороться с «темны-
ми» силами самодурства, невежества, хамст-
ва, приспособленчества, которые есть и по
сей день.