РУССКИЙ ХАРАКТЕР КАТЕРИНЫ (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
Драма Островского «Гроза» выделяется из
великого множества его пьес именно благода-
ря Катерине. В драматургии очень редко слу-
чается «живой» положительный герой. Как
правило, у автора достаточно красок для от-
рицательных персонажей, а вот положитель-
ные всегда выходят примитивно-схематичны-
ми. Быть может, оттого, что в этом мире так
мало действительно доброго. Катерина —
главный персонаж драмы Островского —
единственное, что есть хорошего в том темном
мире, «темном царстве» мещанства,
жает ее. Стремление летать — вот основная
непохожесть Катерины на тех людей, в чью
ловушку она угодила, благодаря замужеству.
Но, к сожалению, выход из ловушки для нее
был только один.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве
и отрочестве; Девочка не получила хорошего
образования. Она жила с матерью в деревне.
Детство Катерины было радостным, безоблач-
ным. Мать в ней «души не чаяла», не принуж-
дала работать по хозяйству. Жила Катя сво-
бодно: вставала рано, умывалась родниковой
водой, поливала цветы, ходила с матерью в
церковь, потом садилась за какую-нибудь
боту и слушала странниц и богомолок, кото-
рых было много в их доме. Катерине снились
волшебные сны, в которых она летала под об-
лаками. И как сильно. контрастирует с такой
тихой, счастливой жизнью поступок шести-
летней девочки, когда Катя, обидевшись на
что-то, убежала вечером из дома на Волгу, се-
ла в лодку и оттолкнулась от берега!..
Мы видим, что Катерина росла счастли-
вой, романтичной, но ограниченной девутц-
447
кой. Она была очень набожной и страстно
любящей. Она любила все и всех вокруг себя:
природу, солнце, церковь, свой дом со стран-
ницами, нищих, которым она помогала. Но
самое главное в Кате то, что она жила в сво-
их мечтах, обособленно от остального мира.
Из всего существующего она выбирала толь-
ко то, что не противоречило ее натуре, ос-
тальное она не хотела замечать и не замеча-
ла. Поэтому и видела девочка ангелов в небе,
и была для нее церковь местом, где все свет-
ло, где можно помечтать.
Но если она встречала на своем пути то,
что противоречило ее идеалам, то в ней про-
являлась непокорная и упрямая натура и она
защищала себя от того постороннего, чужого,
что посмело потревожить ее душу. Этим и
объясняется случай с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно из-
менилась. Из свободного, радостного, возвы-
шенного мира, в котором она чувствовала
свое слияние с природой, девушка попала в
жизнь, полную обмана, жестокости и обре-
ченности. Дело даже не в том, что Катерина
вышла замуж за Тихона не по своей воле:
она вообще никого не любила и ей было все
равно за кого выходить. Дело в том, что у де-
вушки отняли ее прежнюю жизнь, которую
она создала для себя. Катерина уже не чув-
ствует такого восторга от посещения церкви,
она не может заниматься привычными ей де-
лами. Грустные, тревожные мысли не дают
ей спокойно любоваться природой. Кате ос-
тается терпеть, пока терпится, и мечтать,
но она уже не может жить своими мыслями,
потому что жестокая действительность воз-
вращает ее на землю, туда, где унижение
и страдание.
Катерина пытается найти свое счастье
в любви к Тихону: «Я буду мужа любить.
Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не
променяю». Но искренние проявления этой
любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-
то виснешь, бесстыдница? Не с любовником
прощаешься». В Катерине сильно чувство
внешней покорности и долга, поэтому она
и заставляет себя любить нелюбимого мужа.
Тихон и сам из-за самодурства свое$ матери
не может любить свою жену по-настояще-
му, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уез-
жая на время, покидает Катю, чтобы нагу-
ляться вволю, женщине становится совсем
одиноко.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь
он не выставлял напоказ свои мужские каче-
ства, как Паратов, даже и не разговаривал
с ней. Наверное, причина в том, что ей недо-
ставало чего-то чистого в душной атмосфере
дома Кабанихи. И любовь к Борису была
этим чистым, не давала Катерине оконча-
тельно зачахнуть, как-то поддерживала ее.
Она пошла на свидание с Борисом потому,
что почувствовала себя человеком, имеющим
гордость, элементарные права. Это был бунт
против покорности судьбе, против бесправия.
Катерина знала, что совершает грех, но зна-
ла она и то, что дальше жить по-прежнему
нельзя. Она принесла чистоту своей совести
в жертву свободе и Борису.
По-моему, идя на этот шаг, Катя уже
чувствовала приближающийся конец и, на-
верное, думала: «Сейчас или никогда». Она
хотела насытиться любовью, зная, что друго-
го случая не будет. На первом свидании Ка-
терина сказала Борису: «Ты меня загубил».
Борис — причина опорочивания ее души,
а для Кати это равнозначно гибели. Грех ви-
сит на ее сердце тяжким камнем/ Катерина
очень боится надвигающейся грозы, считая
ее наказанием за совершенное. Катерина» бо-
ялась грозы с тех пор, как стала думать о Бо-
рисе. Для ее чистой души даже мысль о люб-
ви к постороннему человеку — грех.
Катя не может жить дальше со своим
грехом, и единственным способом хоть час-
тично от него избавиться она считает покая-
ние. Она признается во всем мужу и Кабани-
хе. Такой поступок в наше время кажется
очень странным, наивным. «Обманывать-то я
не умею; скрыть-то ничего не могу» — тако-
ва Катерина. Тихон простил жену, но про-
стила ли она сама себя? Будучи очень рели-
гиозной, Катя боится Бога, а ее Бог живет
в ней, Бог — ее совесть. Женщину мучают
два вопроса: как она вернется домой и будет
смотреть в глаза мужу, которому изменила,
и как она будет жить с пятном на своей со-
вести. Единственным выходом из этой ситу-
ации Катерина видит смерть: «Нет, мне что
домой, что в могилу — все равно… В могиле
лучше… Опять жить? Нет, нет, не надо… не-
хорошо».
Преследуемая своим грехом, Катерина
уходит из жизни, чтобы спасти свою душу.
Добролюбов определял характер Катерины
как «решительный, цельный, русский». Ре-
шительный, потому что она решилась на по-
следний шаг, на смерть, ради спасения себя
от позора и угрызений совести. Цельный, по-
тому что в характере Кати все гармонично,
едино, ничто не противоречит друг другу, по-
тому что Катя составляет единое с природой,
с Богом. Русский, потому что кто, как ни рус-
ский человек, способен так любить, способен
так жертвовать, так с виду покорно перено-
сить все лишения, оставаясь при этим самим
собой, свободным, не рабом.