Образ человека на войне в стихах современных поэтов

М. А. Дудин (1916- 1993) создал проникновенный образ человека на войне, показал сложный, противоречивый мир личности, нарисовал прекрасные картины природы. Военные стихи Дудина, помимо изображения картин жизни, содержат и философское обобщение:
Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях.
И розовое облако вдали.
Душа моя, когда ж похорошеют
Обугленные площади земли?
(«Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…»)

Философские ноты — это одна из главных особенностей творчества М. Дудина:

А впереди и долг, и рок,
Томленье наше.

/> Последней горечи глоток
В последней чаше.
(«Виднее в чаше жизни дно…»)

Яркий, конкретный образ, открывающий стихотворение, и преображение его в образ-аллегорию — такова композиция стихотворения «В июле по обочинам…», подчиненная принципу «от частного — к философскому, бытийному»:

В июле по обочинам
Проселочных дорог.
Иван-да-марья в очи нам
Пылает из-под ног.
Сияет синью верности
И желтизной измен
У жизни на поверхности
Двух душ единый плен…
Новелла-стихотворение — вот один из наиболее любимых жанров в творчестве М. Дудина:

Помолчи, или оплакивай,

/> Или свой осмысли век.
На звонок в палате раковой
Нажимает человек.
А потом, собравшись с силою,
Шепчет в ватной тишине:
«Помоги, сестрица милая,
Встретить солнышко в окне».
Но… к стене с подушки клонится
Неживая голова.
Вот и все. Судьба кончается…
(«Помолчи, или оплакивай…»)

Ему близка и тема дороги, ведущей в вечность:

Хотел бы я уйти.
За грань любви и горя
Земного бытия…
Где вечность дует в уши
Мелодией иной
И примиряет души
Нездешней тишиной…
(«От праздников и буден…»)

Его поэзия афористична. Строки М. Дудина лаконичны и емки, не перенасыщены тропами — и образны, ярки. Ритмика его классическая, эксперименты с мелодическим рисунком строки ему чужды.

Его поэзия тяготеет к строгости слога Н. А. Некрасова, порой — к философичности М. Ю. Лермонтова.

Творчество Б. Ш. Окуджавы (1924 — 1997) — это эпоха в русской поэзии второй половины XX — начала XXI века. Он соединил в своем творчестве интеллектуально-поэтическое и жанрово-бытовое. По мнению В. В. Агеносова и К. Н. Анкудинова, «любимые герои Окуджавы — «дуэлянты», «красавцы» и «поэты» — не от мира сего».

И это действительно так. Московский муравей — вот собирательный образ всех персонажей лирики Окуджавы. Тот муравей, который захотел создать себе богиню; тот, который красив и мудр, как боги, и грустен, как жители Земли.

Философские мотивы, глубокий психологизм, а также мелодичность интонаций — эти особенности стихотворений поэта сделали многие его произведения песнями, которые он исполнял под гитару. Но Окуджава — не только поэт-песенник, он Поэт в высоком смысле этого слова, прекрасно владеющий словом: его творчество очищает душу, делает человека лучше, добрее, светлее. «На фоне Пушкина снимается семейство…» Все мы, поколение нынешнего столетия, вышли душой из Окуджавы, все мы — «на фоне» Булата Шалвовича…

Подводя итог разговора о творчестве поэтов, хотелось бы отметить черты, свойственные им в целом: естественность, жизненность мотивов и образов, большое внимание военной тематике, стремление к философскому осмыслению жизни и смерти. Разные в художественном отношении, они тем не менее оказались близки в главном: творчество каждого из них — это попытка остановить мгновение, сделать моментальный снимок уходящей, никогда не повторяющейся в своем прежнем качестве жизни. Их творчество — летопись поколения, не входящая, быть может, в тесные рамки официальной исторической хронографии, но раскрывающая душу живого, и слабого, и великого, человека.

Человека! И за это мы, жители XXI века, благодарны им!


Образ человека на войне в стихах современных поэтов